Михаил Марков: Сатир и Нимфа


Сатир и Нимфа
Сатрир и нимфа

Тема - античность, но в серию не включаю - там только живопись. Это результат фоторендеринга, т.н. фотореалистическое изображение компьютерной 3D модели. Это модель керамической рельефной плитки. Заказчик заказал и смылся в неизвестном направлении. А я уже был готов изготовить точную пластиковую копию этой модели по технологии Rapid Prototyping (практически компьютерная скульптура, смоделировал, запустил установку - и получи пластиковую копию того, что наваял).
Собственно, Rapid Prototyping - это общее название четырех независимых технологий. лазерный послойный синтез (стереолитография), лазерное послойное спекание, лазерный послойный раскрой и 3D принтеры.
Хорошо, пишу о том, что такое лазерная стереолитография. О том, что есть материалы, котрые меняют свои свойства под действием света - не мне вам говорить, сами фотографы? Но не только цвет может меняться. Современная литография основана на изменении фазового состояния вещества под действием света, в первую очередь, ультрафиолетового. Существут большой класс жидких композитных смол, которые от УФ-экспозиции становятся твердыми, и протекает этот процесс очень быстро, доли секунды. В качестве источника УФ-излучения могут использоваться и лампы, и лазеры. Так вот. Представьте компьютерную 3D модель. А теперь представьте сечение этой модели плоскостью, паралелльной базовой плоскости XOY и отстоящей от нее на некое расстояние Z. Это некая плоская фигура. А если взять N таких паралелльных плоскостей, отстоящих друг от друга по нормали на некое, не очень большое расстояние, 100 микрон к примеру, и для каждой построить сечение, то мы получим набор плоских сечений, с некоей долей аппроксимации описывающий нашу деталь, независимо от степени сложности ее формы. И если удастьтся преобразовать каждое сечение в 100-микронную пленку соответствующей формы, а потом эти пленки совместить, то мы получим вещественную копию нашей исходной компьютерной модели.

Весь этот процесс осуществляется в ванне с жидкой фотоотверждающейся композицией. В нее погружается передвижная платформа, причем погружается на эти самые 100 микрон, т.е. расстояние от платформы до поверхности жидкости сами поняли какое.

Далее УФ-лазер (длина волны 325 нм) расует на поверхности жидкости первое сечение (наружный контур, конттура внутренних полостей, если они есть, и плотная штриховка, заполняющая все внутреннее пространство между этими контурами). Рисование по поверхности осуществляется устройством, называемым сканатором, это два подвижных управляемых последовательно расположенных зеркала. Одно зеркало отвечает за перемещение отраженного лучика по оси X, второе - по оси Y. Одновременная рабоиа этих зеркал позволяет свободно рисовать на поверхности любые линии. Жидекость, оказавшаяся на пути луча, почти мгновенно превращается в твердое тело в результате процесса полимеризации, причем отверждается только в зоне облучения, вне трека остается жидкой. Линии штриховки немного перекрываются, так что рисуемое сечение получается в виде сплошной пленки. Далее платформа погружается в жидкость на следующие 100 микрон, и рисуется второе сечение. Скорость рисования устанавливается такой, чтобы доза, необходимая для отверждения, набиралась только в слое 100 микрон, и не глубже (все рассчитывается по закону Ламберта-Бугера -Бэра). Далее таким же образом третий слой, и так до самого последнего, под номером N. Химия процесса такова, что лазерное излучение не торлько отверждает отдельный слой, но одновременно "приваривает" его к нижерасположенному, так что получаемая деталь - монолит, а не рассыпающийся набор тонких пленочек. Далее все это извлекается из ванны, моется, сушится, дооблучется в УФ-печи, и все, готово. Главным образом, конечно, создавалось все это для машиностроения, но оценили это уже и ювелиры, и обувщики, и еще невесть кто. Кстати 100 микрон - условная цифра. В зависимости от конкретного объекта, все слои могут быть и на порядок толще, и на порядок тоньше.

[ Обратно ]

последнее изменение: 17.05.2006