Марк Липовецкий в ?Новом Мире? писал о данном течении: {{начало цитаты|}} "Чернухой" - для тех, кто забыл или не знал - в советское время называлось всякое "изображение мрачных сторон социалистической действительности", а в постсоветское, в первые годы "гласности", этот ярлык был наклеен на широкий фронт неонатуралистической прозы, раскрывшей читателю глаза на существование бомжей, проституток, лимиты, армейской дедовщины, тюремных ужасов и многих других социальных явлений. Особая прелесть "перестроечной чернухи" состояла в том, что читатель в общем-то знал о существовании явлений этого ряда, так как постоянно сталкивался с ними в своей социальной практике, но знание это было, так сказать, нелегитимным. "Чернуха" придавала ему легитимность уже самим фактом публикации в толстом журнале. "Чернуха", таким образом, нужна была для того, чтобы ввести известные социальные феномены в культурный контекст - или же, говоря ее собственным языком, дать застаревшему гнойнику прорваться. К "чернухе" принято было относиться эдак снисходительно, мол, это полулитература-полужурналистика, грязь описывать много таланта не надо и т. п. Совершенно напрасно. В сущности, "чернуха" наиболее цельно наследовала реалистической традиции - в диапазоне от "Физиологии Петербурга" до босяков Горького, от "Окопов Сталинграда" и до "Одного дня Ивана Денисовича". Тут было все: внимание к "маленькому человеку" (бомжу, проститутке, малолетнему преступнику, забитому "стариками" солдату-первогодку, опустившемуся алкашу, сексуально угнетаемой женщине), пафос полной, нестеснительной и небрезгливой правды при жестко социальной интерпретации причин и следствий изображаемых кошмаров (недаром же такие публикации, как, допустим, "Стройбат" Сергея Каледина, воспринимались и читателями и властями как атака на священные основы советской военщины), максимальное сближение художественного языка с речью соответствующего социального слоя. Короче, "изображение жизни в формах самой жизни": какова жизнь - таковы и формы. Впрочем, было одно очень существенное отличие от классической традиции: "чернуха" все же была продуктом распада идеологизированного сознания, и потому ее авторы по мере возможности избегали всякой идеологии, всякой рационализации опыта: правде идей они однозначно предпочитали правду тела, выраженную на языке физиологических отправлений. Вот почему "чернуха" так неприкрыто натуралистична; но и в этом нет ничего странного - натурализм и реализм если не синонимы, то родственные понятия в культуре ХIХ века, это только в советском литературоведении натурализм стал ругательным словом. {{конец цитаты}}
Следует добавить, очень близко к ?чернухе? по психологическому восприятию для советского человека стояла публикация ранее запрещенных литературных произведений, таких как романы-анитутопии ?1984? Оруэлла, МЫ Замятина, романов Солженицына, ?Колымских рассказов? Варлама Шаламова.
Page was updated:Friday, 20-Oct-2006 02:40:34 mst |