I. Общие понятия. - II. Типы Э. станций по производству Э. энергии. - III. Классификация их. - IV. Здания и помещения Э. станций. - V. Оборудование Э. станций. - VI. Эксплуатация Э. станций. - VII. Судовые Э. станции. - VIII. Вагонные и поездные Э. станции. - IX. Полевые Э. станции. - X. Литература об Э. станциях.
Электрические станции (Centrales, Usines centrales, Usines électriques, Stations centrales électriques. Stations centrales géneratrice d'é nergie еlectrique, Elektricit ä tswerke, Electric station, Central elektrical stations) называются также центральными станциями, генераторными или силовыми станциями и представляют сложные технические сооружения, предназначаемые для производства или выработки Э. энергии для промышленных целей. Э. станций являются главными центрами Э. установок, питая их Э. энергией. которая на них добывается и распределяется в системе установки по абонентам для освещения, электродвижения и различных других целей - применения или пользования Э. энергией. Производство, добывание или "выработка" Э. энергии на Э. станциях достигается процессом превращения механической энергии двигателей-машин в энергию Э. тока при посредстве электромашин: динамо- или альтернаторов (см. Динамо-Э. машины).
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/006/b79_420-1.jpg
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ I.
Электрическая станция (гидравлическая), непосредственно расположенная на водопаде.
Достаточно ясная схема гидравлической станции изображена на табл. II.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/006/b79_420-2.jpg
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ II.
Электрическая станция (гидравлическая) на отведенном искусственном ручье.
На верховье падающей по горному склону реки в месте главного ската или порога (1) сооружается водоотводная плотина, в которой имеется возможность при излишке воды открывать пропускные задвижки (2 и 3). Впуск воды для работы станций находится при шиберах в стенке плотины (4). Вода из русла реки направляется в искусственное русло (6), одна из стен которого имеет порог для переливания излишка (5). Вторичное обеспечивание пропуска воды, если она не направляется на станцию, имеется в воротах (7 и 8) с шиберными щитами. Из верхнего искусственного русла вода направляется через щиты (9) в тоннель или канал, подающий воду в верхний напорный резервуар-бассейн. В этом резервуаре также имеется обходной канал, куда вода при излишке ее может переливаться через боковую стенку-водослив (12); этот канал открывается особым выпускным (16) руслом излишней воды, куда также может быть спускаема вода и из всего верхнего бассейна задвижками (15) в особой стенке. Из верхнего бассейна-резервуара вода через щиты (14) направляется уже в напорный трубопровод (17) на станцию. Гидравлическая станция в своем оборудовании имеет как двигательные машины - различные турбины или водяные колеса. Вал этих гидравлических машин или непосредственно несет насаживаемый на него якорь, или ротор (вращающиеся части) электромашин. Иногда это вращение передается при промежуточном механизме, напр. коническими шестернями. Применяемые на станциях турбины и колеса работают при разнообразных скоростях (оборотах в минуту). Так, например, колеса Пельтона средних мощностей делают до 800 оборотов в минуту. Турбины значительной величины с непосредственно насаженными на их вертикальные оси роторами работают со скоростью менее ста оборотов в минуту. Детали турбин, их установки и чрезвычайно важный для Э. станций вопрос об урегулировании этого рода двигателей см. статью о турбинах (Тюрбины, турбины). Коэффициенты полезного действия или промышленная отдача турбин = 65-75°. Несмотря на заманчивость, с экономической точки зрения, пользоваться такими естественными силами природы, как водяная сила, приходится иногда при сооружениях этого рода серьезно считаться как с пропуском периодического излишка вод речного бассейна, так равно и с возможным также недохватом воды в некоторую часть года на сравнительно некрупных водопадах или порогах. Такое обстоятельство, а иногда заведомая недостача мощности гидравлической станции вызывают необходимость одновременно с комплектами гидравлических машин - иметь на подобных станциях агрегаты паровых машин и электрических, а следовательно, и связанную с ними установку паровых котлов. Эти станции носят название "mixte". Несомненно, что паровые агрегаты машин являются как бы запасными механизмами станции и или работают при временном бездействии гидравлической установки, или пускаются в ход в часы таких нагрузок района, когда водяная установка не развивает потребной от станции мощности. Наконец, такие комплекты машин являются весьма целесообразными в тех случаях, когда стихийные повреждения гидравлической установки могут вызвать ремонт ее, сопряженный с временным прекращением действия турбин станции. Э. часть оборудования гидравлических станций не представляет каких-либо особенностей; она будет по аналогии понятна при дальнейшем изложении о станциях паровых. Гидравлические станции ввиду обычного их удаления от района в места, где можно утилизировать естественные силы природы, вырабатывают электрические токи высоких напряжений, которые не требуют для их проведения к населенным или промышленным центрам толстых кабелей (дорогих медных проводов). Эти электрические станции обычно сопровождаются подстанциями в городах или местечках, обслуживаемых такими гидравлическими установками. Паровые Э. станции являются наиболее распространенными сооружениями этого рода и паровые машины-двигатели этих станций представляются самыми популярными механизмами, связанными с Э. машинами для получения промышленного Э. тока в наше время. Повсеместная наличность дешевого горючего, огромная добыча каменного угля и нефти - создают возможность сложному процессу превращения энергии топлива в Э. энергию занимать выдающееся место при оборудованиях Э. станций. Муниципальные хозяйства городов, частные и общественные здания, фабрики и заводы, суда флота и рудники в обширных размерах пользуются Э. энергией, получаемой от паровых станций, и действительно, число паровых лошадиных сил, превращаемых в энергию Э. тока для самых разнообразных его применений, растет с каждым годом и достигает огромных размеров. Место расположения паровых Э. станций обусловливается, как вообще и всякой другой центральной станции, по отношению питаемого ею района экономическими соображениями расстояний передачи энергии в места ее потребления. С этим обстоятельством тесно связаны как единовременные затраты на медь главных проводов, так равно и те годовые потери по передаче энергии, кои ложатся накладными расходами на стоимость выработки энергии и на величину коммерческих тарифов эксплуатации станции. Впрочем, эти обстоятельства являются ощутительными для станций сравнительно малой и средней мощности, работающих с низким напряжением тока. При отпуске со станции значительной мощности токов высоких напряжений условия влияния расстояний отходят на второй план, оставляя место для других факторов по выбору расположения станции, а именно дешевизне земельного участка и удобству доставки топлива и близости воды. Благоустройство обширных населенных центров, в широких размерах применяя Э. энергию для различных нужд городского обихода, ставит в то же время почти везде в своих санитарно-гигиенических мерах и законоположениях - самые тяжелые условия и требования ко всем значительным фабрикам и заводам в городах, и Э. станции, являясь такими же заводскими сооружениями, должны отступать из центров и распланировываться в предместьях и за городом. Таким образом, на ситуационное положение Э. станций получают сильное влияние обстоятельства удобства и экономии эксплуатации этих станций и желание строителей их быть вне тяжелых требований городов по отношению дыма их труб, шума работающих механизмов, а также весьма неприятных сторон от влияния сотрясения грунта, передающегося соседним сооружениям.
Снабжение топливом значительных паровых Э. станций представляет серьезную задачу при сооружениях подобного рода. Чтобы представить оборот суточного расхода, напр., каменного угля некоторых из них, можно взять такую станцию, как сооружаемую ныне в Лондоне для подземного метрополитена (Underground Electric Railways Company), для которой в сутки необходимо сжигать по три поезда в 40 вагонов каменного угля при ее полной работе. Таким же специальным вопросом явится и решение - ежедневной уборки золы и шлаков, этих остатков работы колоссальной в мире кочегарки. Из этого одного соображения вытекают появившиеся идеи - строить паровые мощные Э. станции вблизи самых месторождений каменного угля и уже оттуда транспортировать в промышленные центры не сырой продукт их добычи, а непосредственно электрическую энергию, стоимость которой явится значительно пониженной.
Угольное хозяйство Э. станции, связанное со значительными затратами подвоза и склада топлива, в большой мере оказывает влияние на расположение станции на берегах рек, пользуясь обычно более дешевым путем его постоянной или периодической доставки. Водная доставка топлива производится или во время навигации, при замерзающих реках или заливах, или идет непрерывно круглый год. В первом случае принимаемое топливо складывается в штабелях вблизи станции, во втором - оно подается к кочегарке для ее ежедневного обихода. Большие склады каменного угля необходимо оберегать от возможности самовозгорания, для чего штабели должны иметь систему вентиляционных труб, закладываемых в их толщу. При подвозе топлива Э. станции по железной дороге угольный склад станции приспосабливается к наиболее целесообразной подаче и разгрузке вагонов дороги. Рациональным приемом решения этой задачи является устройство дорожных путей на эстакаде, с которой топливо выгружается в соответствующие штабели. По земле территории склада прокладывается вторая сеть путей для циркуляции вагонеток в кочегарку Э. станции, обыкновенно узкоколейная, с ручной или электровозной тягой для движения вагонеток. В больших американских и английских паровых Э. станциях ежедневно подвозимое топливо особыми угольными транспортерами-элеваторами, приводимыми в действие электромоторами, принимается или прямо в угольное помещение, располагаемое сверху кочегарки, или же складывается в особое отделение рядом с котельной, куда оно в том и другом случае поступает по особым каналам силой тяжести собственного веса, направляясь прямо к соответствующим топкам паровых котлов. На станциях менее значительных подача топлива к котлам кочегарки достигается путем устройства особого рельсового узкоколейного пути, по которому циркулируют специальные ручные угольные вагонетки. Из них топливо или складывается перед топками котлов, или они устанавливаются перед котлами во избежание неопрятности рассыпаемого на полу угля. Емкость таких вагонеток обыкновенно 30-40 пд. угля, удобная для перевозки одним человеком. Такие специальные вагонетки и рельсовые пути в кочегарках можно видеть на фигурах прилагаемых таблиц. Удаление шлаков и золы из топок паровых котлов устраивается подобным же способом; зольники топок имеют возможность выбрасывать содержимое через отверстия в их дне, и остатки попадают также в вагонетки, располагаемые в специальном ходу - тоннеле под котлами, откуда и могут, подымаясь на особых лифтах, вывозиться со станции. При употреблении жидкого топлива: нефти, нефтяных остатков - мазута для котлов, обиход этого хозяйства значительно упрощается. Форсунки имеют специальный трубопровод, а чистота содержания кочегарок может быть доведена до изящества. В последнем случае вопрос сводится или к устройству нефтехранилищ при станции, или к организации ежедневного подвоза нефти, требуемого суточным ее расходом. В местностях с суровой зимой нефтепровод необходимо оградить от замерзания или сгущения нефти. Топливо, являясь первоисточником энергии паровых Э. станций, составляет естественную серьезную заботу в их обиходе. Представляя эквивалент отпускаемой электрической энергии, оно требует постоянного контроля своего расхода и наблюдения за его надлежащим качеством. Поэтому учет топлива на паровых Э. станциях необходим. Для угля обычно устанавливаются весы, часто с автоматической записью (как на хлебных элеваторах); для нефти ту же роль выполняют нефтемеры. В журналах суточной работы Э. станции расход топлива постоянно отмечается, и график сжигаемого угля соответствует и следит за нагрузками станции и отпускаемыми киловаттами Э. энергии.
Водяное хозяйство паровых Э. станций обслуживает различные потребности их и представляет на больших Э. станциях также сложные системы разнородных водопроводов и канализаций. Так, на Э. станциях имеются: 1) водопровод для питания котлов, 2) водопровод для конденсации паровых машин, 3) водопровод для охлаждения нагревающихся частей машин (устраивается при больших типах паровых машин), 4) питьевой или хозяйственный водопровод для уборных и ванн бригады служащих и 5) водопроводная сеть с пожарными кранами. При некоторых системах регулировки машин является 6) специальный водопровод для регуляторов или сигналов к машинам. Если принять во внимание, что некоторые из этих водопроводов несут теплую (напр. для ванн и умывальников), а некоторые горячую воду (напр. для питания паровых котлов) и что давление в этих водопроводах также различное, от отрицательного в заборных трубах холодильников до рабочего давления паровых котлов, напр., 10-14 атм., то ясным представляется та сложная сеть этой категории трубопроводов, которая укладывается почти во всех помещениях станции (см. таб. III).
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/006/b79_420-3.jpg
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ III.
Схема трубопороводов на паровых электрических станциях и взаимное расположение их главных частей.
Наиболее существенными и требующими больших количеств воды являются системы питания котлов и охлаждения машин. Эта огромная потребность в воде Э. станций также является серьезным мотивом выбора места расположения станции на берегах естественных водоемов. Обстоятельство этого постоянного потребления воды на станциях является причиной устройства собственных водопроводных сооружений или для забора речной или озерной воды вблизи станции, или устройства отдельных артезианских колодцев. Вода для питания котлов Э. станции может требовать специальных аппаратов, если в природе она обладает большим процентом жесткости. Наконец, для удовлетворения обыкновенного расхода значительных масс воды для охлаждения пара паровых машин (конденсации) устраиваются особые сооружения для охлаждения такой отработанной воды, чтобы вновь утилизировать ее в круговом процессе охлаждения паровых машин (см. Градирни). Оборот воды Э. станции связан с устройством также и систем отведения или вод загрязненных, или вод нагретых из холодильников паровых машин, и станционные сооружения заключают в себе и этого рода специальные работы. Места расположения Э. станции вблизи рек или на берегах их и тесно связанные в своем водяном хозяйстве с бассейном реки - оказываются иногда под влиянием колебаний их уровня. Иногда горизонт рек может опускаться в весьма значительных пределах, а иногда, наоборот, поднятие уровня рек может вызвать не только затруднения в ответственной работе станции, но даже затопить таковые и остановить их действие. Изучение колебаний уровня рек является весьма существенным обстоятельством при столь серьезных устройствах, и пренебрегать этим неблагоразумно. Из конструкций выпуска отработанных вод Э. станции необходимо обратить особое внимание на очистку конденсационных вод паровых машин от постоянно содержимого в них масла (из смазки цилиндров). В заботах о надежном содержании паровых котлов Э. станций в городах, имеющих питьевые водопроводы, воду для питания (небольших) Э. станций берут из городской сети. В таких установках в городах необходимы дополнительные устройства на станции, обеспечивающие питание котлов на случай возможных "запираний" воды во внешней сети города, в противных случаях станции могут угрожать совершенно неожиданные остановки ее действия.
Здания и помещения Э. станций. Утилитарные назначения Э. станций не дают для внешности этого рода построек особых архитектурных задач строителям, и обычно наружный вид Э. станций не отличается изысканной отделкой, но конструкция зданий станций вообще ставит эти постройки в ряд одних из сложных технических и строительных сооружений. Отдельно стоящие в предместьях на обширных земельных участках Э. станции представляют почти всегда одноэтажные здания. Построенные в городах в ряду других зданий улицы Э. станции часто сами располагаются при сравнительно малом месте в виде многоэтажных зданий, с размещением своих помещений в различных уровнях. Как бы в противоположность такого рода многоэтажным Э. станциям весьма большое число небольших и средних по мощности частных станций (для обслуживания вокзалов, рынков, театров, больших магазинов, отелей, частных домов и проч.) расположены исключительно в подвальных этажах зданий, ниже уровня поверхности улиц города. Независимо от мощности электрических станций здания для них содержат обычно небольшое число отдельных помещений. Все помещения Э. станций по их назначению можно разделить на две группы. I. Помещения рабочие: 1) котельное или кочегарка, 2) машинное и 3) аккумуляторное. II. Служебные помещения: 1) ремонтные мастерские, 2) кладовые или магазины материалов, 3) склады топлива, 4) запасы воды - баки или резервуары, и 5) помещения контор для запасных служащих или дежурных, уборные и, наконец, в некоторых случаях жилые помещения. Небольшие паровые Э. станции состоят исключительно из двух помещений: это кочегарка и машинное помещение; наконец, малые или временные станции имеют всего одно помещение с установленным котлом и машиной или локомобилем.
Паропроводы Э. станций представляют систему трубопровода для передачи пара от паровых котлов кочегарки к паровым машинам Э. станций. Устройство это представляет чрезвычайно важную часть конструкции Э. станций, так как всякий дефект паропровода может быть причиной серьезных нарушений работы всей Э. станции. Рациональное устройство паропровода дает гарантию надежной эксплуатации Э. станций и избавляет впоследствии от больших затруднений, которые часто создаются на Э. станциях по причинам неудачного решения этой ответственной части сложной общей конструкции их. При наличности батарей котлов кочегарки и многих паровых машин двигателей Э. станций паропровод вообще устраивается сложный, т. е. не ограничиваются простым соединением котлов с машинами. Целесообразным решением являются системы кольцевых паропроводов и параллельных; при этих схемах транспортировка пара обеспечивается двумя независимыми направлениями от котлов к паровым машинам, и при случае порчи труб на одном направлении - пар посылается системой разделительных вентилей по другой ветви. Дополнительными устройствами паропроводов являются: отделение из них конденсационной воды, осушение пара, а также конструкции, обеспечивающие этого рода трубопроводы от дефектов при температурных изменениях (см. табл. III). Против охлаждения пара устраивают изоляцию труб плохими проводниками, делая обмазку наружных поверхностей труб особыми теплосберегающими составами с таким расчетом, чтобы температура наружной поверхности труб отличалась от температуры окружающего их воздуха не выше как на 10° С. Количество воды, конденсирующейся при трубопроводе без обмазки, достигает 7-8 кг на 1 кв. м поверхности труб. Отделяемую из паропровода воду необходимо отводить из трубопровода и автоматически выбрасывать ее, что достигается особыми аппаратами - водоотводчиками или конденсационными горшками. Надежная изоляция паропроводов доводит число конденсата до 1-1,5 кг. Температурные деформации паропроводов - влияние их линейного удлинения и обратного сжатия - устраняют вставкой особых компенсирующих колен и петель. Укрепления и поддержки труб делают с приспособлениями, дающими возможность некоторого постоянного их движения. Материал труб, конструкция их соединения, арматура паропроводов должны быть обдуманы в мельчайших деталях. Место установки вентилей, число их и удобство управления ими требуют особого внимания. Приблизительную стоимость устройств паропроводов можно считать от 10 до 15 % стоимости котлов и машин.
Паровые машины - двигатели Э. станций. Рабочими механизмами паровых Э. станций служат паровые машины самых разнообразных типов, систем и конструкций. Главными существенными требованиями, предъявляемыми к этого рода механизмам Э. станций, являются условия возможной экономичности их работы, т. е. minimum потребления пара на 1 НР.-час, а также особенно точная равномерность хода. Последнее обстоятельство расширяется еще и требованием безупречной саморегулировки машин-двигателей в условиях широких изменений их нагрузок. Паровые машины Э. станций, представляя их движущую силу, ставят при выборе как числа их, так равно и единиц их мощности серьезную задачу в оборудовании сооружаемых Э. станций.
Выбор единиц, т. е. решение относительно установки паровых машин Э. станций той или иной мощности, является всегда в полной зависимости от рода службы Э. станций, характера потребления Э. энергии и вообще от всестороннего изучения как суточного, так и годового графика работы станций. Несомненно, что в каждом отдельном случае могут быть в отношении выбора "единиц" машин их комплектов или рабочих агрегатов (паровые машины вместе с электромашинами) приняты решения более или менее удачные в зависимости от всестороннего предварительного изучения элементов работы станций. У нас, напр., в Петербурге ввиду особенностей распределения темных дней и светлого времени весной и летом Э. станции, напр. для освещения, в такое светлое время могут почти совершенно лишаться нагрузки; однако в темные зимние дни от Э. станций требуется удовлетворение наибольшего расхода энергии. Такая неравномерность в работе Э. станций вызывает особую их "эластичность" по отношению рабочих единиц, обслуживающих машинное отделение. Надежность Э. станций как центральных устройств ставит также условие о необходимости иметь на них постоянно запасные комплекты; наконец, при большом числе машин и непрерывности работы Э. станций необходимо предусмотреть то обстоятельство, что почти всегда которая-либо из машин будет находиться в ремонте. Еще три-пять лет тому назад паровые машины в 500 HP. на Э. станциях были весьма редкими по величине единицами; на электрической станции "Гелиос" в СПб. горизонтальные машины в 1000 HP. были огромными экземплярами для Э. станций. В настоящее время в Лондоне, на строящейся Э. станции для подземного метрополитена, будут установлены турбоальтернаторы (паровые турбины с электромаш. трехфазного тока) мощностью по 7500 HP., т. е. одна машина будет эквивалентна всей Э. станции "Гелиос", и таких машин на этой Э. станции будет десять. Горизонтальные и вертикальные типы паровых машин употребляются на Э. станциях с одинаковым успехом. Экономия места, занимаемого вертикальными паровыми машинами по сравнению с горизонтальными типами, весьма часто является существенным значением при сравнении различных условий. С другой стороны, вертикальный тип паровых машин больших мощностей требует значительной высоты машинного помещения Э. станций. Паровые машины Э. станций почти всегда суть машины с охлаждением пара и обычно (для больших станций) тройного расширения пара. В последнее время получают распространение как машины-двигатели на Э. станциях так называемые паровые турбины, или турбогенераторы, конструированные в непосредственном соединении с динамо или альтернаторами. Появившись уже давно, эти машины имели огромное число оборотов, оно доходило в некоторых типах до 40000 в минуту. Это обстоятельство ограничивало круг их применений. Современные типы турбодинамо или турбоальтенаторов, представляя единицы в 1500-2000 до 7500 НР., имеют уже только 80 0 -1500 оборотов в минуту; они работают, утилизируя расширение пара перед охлаждением, заставляя его проходить по группам турбинок машины как бы каскадом. Распространению этого рода машин на станциях в значительной мере способствует небольшое требуемое для них место, а также сравнительно дешевые фундаменты. Приведем небезынтересные данные по отношению потребления пара турбогенераторами. Мощность 1500 KW., давление пара 10,5 кг на кв. см; вакуум - 660 мм. Турбогенератор Парсонса, изготовленный на заводе Westi n ghous'a Mfg. С o в Питтсбурге:
При полной нагрузке | 8,67 кг на 1 KW/час |
" 3/4 " | 9,20 " " 1 " |
" 1/2 " | 10,44 " " 1 " |
" 1/4 " | 12,70 " " 1 " |
Другой опыт дает цифры испытаний турбогенератора в 1000 KW. Броун-Парсонса (в Эльберфельде).
Нагрузка 1190 KW. | 8,81 кг на 1 КW/час |
" 994,8 " | 9,14 " " 1 " |
" 749,3 " | 10,12 " " 1 " |
Эти цифры хотя и более таковых, которые гарантируются паровыми машинами, работающими с перегретым паром, но они, во-1-х, могут быть понижены при мощностях 5000-8000 HP., во-2-х,значительные удобства ухода, экономия места и постоянство расхода, независимого от изнашивания, напр., поршней или цилиндра, как в паровых машинах, выдвигают турбогенераторы в последнее время сильными конкурентами поршневым паровым машинам на Э. станциях. Паровые машины - двигатели Э. станций питаются паром паровых котлов по специальному паропроводу. Если для целесообразного соединения между собой отдельных котлов и их батарей - котельного отделения, как выше было изложено, - паропровод получает большое значение, то распределение пара в машинном отделении, способ его канализации и конструкция трубопроводов к машинам-двигателям несомненно являются существенными элементами в общем оборудовании машинного отделения. Здесь необходимо прибавить к соображениям, уже изложенным нами, некоторые особенности. Удобство присоединения паровых машин Э. станций к паропроводу весьма существенно, так как при порче трубопровода в каком-либо одном его месте может вызвать остановку работы одной или целой группы машин; поэтому схема паропроводов Э. станций представляет серьезную задачу в каждом отдельном случае.
Фундаменты паровых и электромашин Э. станций. Одной из особенностей в общей конструкции Э. станций являются фундаменты работающих на них машин. Машинное отделение Э. станций обычно представляет из себя одно помещение, в котором и размещены работающие комплекты. Паровые машины, соединенные с электромашинами, располагаются в машинном отделении Э. станций или в один ряд, т. е. одна к другой рядом, или они образуют между собой два ряда со средним между ними проходом. Таким образом, внутри машинного отделения Э. станций, огражденного своими стенами, является необходимость сооружать отдельные массивные фундаменты паровых машин. Два условия необходимо соблюдать при исполнении сооружения этой части Э. станции - это оградить фундаменты от неправильной осадки под влиянием нагрузки стен и друг друга, а также уменьшить влияние сотрясений, передаваемых работающими паровыми машинами на грунт, по которому этого рода удары и вибрации могут распространяться на весьма обширную зону, причиняя беспокойство соседям, а иногда и повреждения их имущество. Выработанными практикой указаниями в настоящее время при сооружении фундаментов машин считается необходимым массивы их отнюдь не соединять с фундаментами стен, а оставлять между ними возможно большие промежутки. Сами массивы фундаментов должны иметь один или несколько таких прослоек, как, напр., из фундаментного асфальтового толя или литого асфальта. Общую площадь основания для всех фундаментов машин целесообразно разбить шпунтовыми рядами, забиваемыми в грунт, на ряды отдельных клеток, имея в виду задержать и исказить гармонические вибрации грунта от ударов работающих машин. Кладка фундаментов обычно производится из кирпича, также в последнее время предпочитают их делать массивами из бетона. При наличности крепких пород в грунтах на месте постройки Э. станций машинные фундаменты предпочтительно основывать на таких глубинах. Пол машинного здания обыкновенно значительно выше уровня земли, т. е. горизонта двора или улицы, и фундаменты машин естественно образуют более или менее высокие подвальные помещения, весьма необходимые для расположения сложного оборудования машинного отделения. В подвале машинного отделения располагаются трубопроводы конденсационных вод, продувания машин, водопроводы для конденсации, а также весьма часто и машинный паропровод. Там же обыкновенно прокладывают провода и кабели, соединяющие динамо или альтернаторы с коммутационной, или распределительной, доской машинного отделения. Таким образом, загроможденный массивами фундаментов подвал машинного отделения представляется на Э. станции помещением серьезного значения. Освещение его, обыкновенно искусственное, должно быть вполне достаточным, равно как и хорошая его вентиляция с обменом воздуха должна быть исполнена надежно и действовать вполне исправно. При расположении Э. станций вблизи рек подвалы их почти всегда опускаются ниже уровня грунтовых вод, а это, в свою очередь, вносит в конструкцию устройства фундаментов, стен и пола подвала - еще новое, весьма неприятное и серьезное требование борьбы с этими водами, проникающими уже в подвал под некоторым напором. Весенние и осенние подъемы вод рек и их разливы должны быть строго определены в цифровых данных при проектировании станций. Многочисленные вводы и выходы различных трубопроводов в толще фундаментов стен здания должны быть конструированы особенно тщательно; при этом возможность деформаций нормальной осадки сооружения должна быть принята во внимание.
Обслуживание паровых машин Э. станций маслом при употреблении столь огромных единиц на электрич. станции значительной мощности вызывает также ряд особых устройств, связанных с его хранением, передачей, фильтрованием и удалением остатков.
Локомобили представляют также на Э. станциях машины-двигатели, распространенные на небольших установках в заводах и фабриках, а также и для подвижных Э. станций. Техника постройки современных локомобилей сделала большие успехи, и в настоящее время неподвижные локомобили (без колес) или, как их также называют, машины demi fix, работают с перегретым паром с расходом его при системе компаунд с конденсацией на 1 индик. паровую лошадиную силу в 1 час 4,85 килогр. или при расходе угля на 1 эффективный НР.-час в 0,618 кг. Чрезвычайно интересным является ныне сооружаемая, наиболее выдающаяся по своей мощности паровая центральная Э. станция в Лондоне для снабжения энергией подземного лондонского метрополитена. Мощность станции - 75000 паров. лошадиных сил, причем единицей, или агрегатом, являются десять турбоальтернаторов, каждый мощностью в 7500 HP. Кроме паровых двигателей электромашин центральных Э. станций, большим распространением пользуются моторы, работающие светильным газом, газом доменных печей, а также керосином и нефтью.
Рассматривая существенные составные части Э. станций, как то: их первоисточники утилизируемой или превращаемой энергии, машины двигатели электромашин, мы остановимся несколько на самих машинах, дающих электрическую энергию, - это на динамо-машинах и альтернаторах Э. станций. Как уже выше было упомянуто, Э. станции вырабатывают для целей промышленного пользования электрической энергией Э. ток "постоянный" и "переменный", при этом "рабочим" напряжением являются цифры низкого и высокого напряжения от 105 V (вольт) до 3000 и 6500 V. При расстояниях весьма значительных, при передачах Э. энергии за много сот километров, рабочее напряжение тока подымают до 30-40 и 60000 V при переменном токе (обычно - трехфазном). В то время, когда динамо-машины постоянного тока, в большинстве случаев низкого напряжения, не представляют при станционных устройствах особо сложных сооружений в отношении группировки машин, "собирания" их энергии в одно место (коммутационный щит или комната) - на Э. станции высокого напряжения обиход рабочих комплектов электромашин и обращение с сетью и машинами на станции представляет серьезные задачи.
Соединений машин-двигателей с электромашинами на практике можно встретить несколько способов, главными мы назовем: непосредственное, или прямое, соединение, когда якорь электромашины насажен на вал машины-двигателя и, вращаясь, делает с машиной-двигателем одно и то же число оборотов в минуту, и затем соединение ремнем - при ременной, или канатом - при канатной передаче. При непосредственном соединении между собой машин-двигателей и электромашин при небольших типах таковые получают специальную конструкцию и имеют общую под собой фундаментную раму для постановки и прикрепления к каменному фундаменту. Этого рода машины носят название пародинамо. Таким образом, машинное отделение Э. станций содержит агрегаты или рабочие единицы станций, т. е. комплекты машин-двигателей с электромашинами. Получаемая на машинах Э. энергия направляется не непосредственно для той или другой потребности или службы - вся Э. энергия Э. станций собирается или направляется от машин на так наз. коммутационную, или распределительную, "доску" станции. Если, как мы выяснили ранее, Э. станция является центром значительных по сложности электротехнических устройств, раскинутых иногда в очень большом по площади районе, то на самой станции ее центром является станционная распределительная, аппаратная или коммутационная доска. На видном месте машинного отделения, занимая обычно одну из стен или часть ее, на каждой почти Э. станции располагают все те приборы и аппараты для наблюдения и управления, по которым с удобством можно следить в одном месте, на самой Э. станции, как за правильностью и точностью работы станционных агрегатов машинного отделения, так равно и за всеми изменениями нагрузок, т. е. расходом энергии района станции. По самой сути назначения все приборы и аппараты станционной распределительной доски разделяются на две группы: 1) приборы и аппараты для наблюдения, контроля и управления рабочих механизмов Э. станций - приборы машинные и 2) приборы для наблюдения, контроля и управления за сетью района, магистралями и цепями - приборы цепей, или районные.
I группа - станционные приборы разделяются на А) приборы электромашин: вольтметры, амперметры, ваттметры, счетчики энергии, фазометры, выключатели и переключатели, сигналы для машин, реостаты и предохранители (машинные). Б) Приборы паровых машин - центральное регулирование хода - для параллельного включения. В) Котельные приборы - манометры (холодные); сигналы низкого уровня воды. Г) Аккумуляторные приборы станционных батарей для зарядки, разрядки, включения и наблюдения.
II группа - приборы сетей: контрольные вольтметры, амперметры, предохранители, выключатели и переключатели, реостаты цепные, индикаторы (при моторах или дуговых лампах), сигналы из района. Кроме перечисленных приборов, обычно на коммутационных досках устанавливают: громоотводы (при воздушных линиях), приборы для измерения состояния изоляции цепей и часы. Ввиду того, что распределительная доска находится как бы в корне установки, все приборы ее являются максимального типа по пропуску тока и напряжения. Включение, напр., или выключение рабочего комплекта в несколько тысяч лошадиных сил создает требования к таким приборам особой их надежной и солидной конструкции. С другой стороны, место расположения станционных досок вблизи работающих механизмов станции, всегда в большей или меньшей степени дающих некоторое сотрясение зданию, требует в конструкции как самой доски, так и всех соединений приборов особой тщательности и надежности. Из разнообразных типов конструкций станционных распределительных, или коммутационных, досок для примера приводим характерные типы (табл. IV) доски-щита с приборами, расположенными на плоскости мраморных планшетов.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/006/b79_420-4.jpg
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ IV.
Станционная (коммутационная) распределительная доска электрической станции.
Как особый вид конструкции в решении задачи станционной коммутации на табл. V фиг. 1 изображена распределит. доска, где, в сущности, доски совершенно нет, а группы машинных приборов соединены для каждого агрегата вместе и размещены на особых колоннах.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/006/b79_420-5.jpg
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ V.
Фиг. 1. Распределительная доска электрических станций в виде колонок. Фиг. 2. Полевая электрическая станция с керосиновым двигателем.
Передача управления приборами производится при помощи рычажной системы, а часть по управлению сетью района выделена совершенно. В некоторых значительных по мощности Э. станциях распределительные, коммутационные доски представляют уже отдельное помещение, примыкающее к машинному отделению и выходящее в него открытой аркой или балконом с приборами, установленными в таком месте, где все машинное помещение видно дежурному при доске. На станциях, вырабатывающих Э. энергию высокого напряжения, распределительные доски являются местом на Э. станции, где сосредоточивается вся энергия машин перед ее распределением в районе. Не говоря о значительной опасности для жизни рабочих или служебного персонала Э. станций при обиходе на таких установках, забота о правильности и надежности конструкции таких коммутаций, где каждый дефект в их функционировании весьма серьезен, меры гарантий их надежности еще более выступают на первый план. Распределительная коммутация в таких устройствах делится на две части: одну исключительно с аппаратами низкого напряжения, трансформированного от рабочего тока, и на другую, где работают и действуют приборы и аппараты первичного высокого напряжения. Эксплуатация Э. станций составляет особую специальность в сложном деле пользования Э. энергией и вполне зависит от характера работы (потребления), района и типов машин и проч. оборудования Э. станций. Чтобы составить себе представление о работе станций, необходимо знать график ее работы. Записывая ежечасно расход Э. энергии, отпускаемой со станций в киловаттах, легко графически изобразить суточную диаграмму работы станции. Из такой диаграммы, изображающей суточную работу, ясно видно, что в зависимости от времени суток расход энергии колеблется в весьма значительных пределах. Максимальная работа станции, снабжающей Э. энергией городской район, является лишь на очень незначительном промежутке времени суток, а в году приходится на небольшое число дней наиболее темного времени. Все остальное время дня, а в СПб., напр., во время "белых ночей" весной, потребность в освещении падает до минимума. Между тем, оборудование станций, комплект рабочих механизмов, штат прислуги, запасы сечений магистралей и проч. - все должно не только удовлетворить необходимый максимум, но и быть в возможности всегда принимать все новых абонентов. Совокупность всех этих условий, затем организация хозяйства топлива, коммерческая часть по отношению эксплуатационного общества, отношения с абонентами, налоги города и проч. - является в деле Э. станций особой частью - их эксплуатацией технической и коммерческой. Чтобы иметь представление о расходах по эксплуатации Э. станций (не считая прибылей и амортизации), можно их выразить в таком процентном соотношении, имея в виду паровую Э. станцию:
Топливо и смазка около | 40 % |
Персонал " | 16 % |
Администрация " | 15 % |
Налоги " | 5 % |
Эксплуатационные расходы, ремонт, страхование, конторские расходы | 24 % |
Σ | 100 |
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/006/b79_420-6.jpg
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ VI.
Вагон-электрическая станция. План и разрез с указанием размещения в нем рабочих механизмов.
Освещение вагонов поездов устраивается в настоящее время весьма различными способами. Распространены Э. станции поездов с приведением электромашин в движение от осей вагона (система Стона). В Америке ставят воздушную турбину перед паровозом.
Page was updated:Friday, 20-Oct-2006 02:40:50 mst |