"типография" греческого происхождения и составлено из двух слов: [[Греческий язык|греч. τύπος - буква, фигура, оттиск, и γράφω - пишу. - В XV столетии оно встречается редко (например, у Бернарда из Вероны в предисловии к изданию сочинений Катулла 1493 г., у Эразма в его письме от 13 февраля 1498 г.), но в конце XVI столетия входит уже в общий обиход.]
Т. печатание в общих чертах заключается в следующем. Данный предмет (буквенный набор или клише) покрывается, или "накатывается", при помощи валика тонким слоем краски. Затем накладывается чистый лист бумаги, который придавливается и принимает на себя краску с тех мест, к которым был прижат или придавлен. Если взять, напр., гладкую дощечку, нарисовать на ней несколько квадратиков и черточек и накатать краскою, то на листе бумаги получится черная плоскость, равная по величине дощечке, а не изображение фигур. Рисунок ведь не изменил поверхности дощечки, и валик, катаясь по дощечке, передал свою краску всем точкам поверхности, зачернив площадь дощечки сплошь. Но стоит только сделать квадратики и черточки выпуклыми, срезав на дощечке места, окружающие рисунок, и тогда при накатывании валик уже не передаст своей краски всей площади дощечки, но, зачернив верхнюю поверхность, т. е. квадратики и черточки, не достанет до поверхности дощечки, где срезано немного дерево. Оттиск даст на белом фоне черные квадратики и точки. Если же окажется несколько квадратиков и точек, расположенных не горизонтально, то на оттиске получатся изображения только тех из них, поверхности которых лежат на высшем уровне, а остальные на оттиске не выйдут. Так и в типографиях печатают с набора, который, представляя в общем одно целое, на самом деле состоит из отдельных букв, знаков и украшений, причем все Т. отдельные знаки, буквы и украшения, чтобы оставить отпечаток на бумаге, должны быть так или иначе установлены на одну высоту, т. е. так, чтобы поверхность набора образовала горизонтально ровную площадь, где бы ни одна буква, ни один знак, ни одно украшение были и не выше, и не ниже других. Правда, при печатании на ротационных машинах оттиски получаются не с плоского горизонтального набора, а с круглого, но вся разница в печатании на обыкновенном ручном прессе, на плоской типографской машине и на ротационной заключается лишь в том, что в прессе литеры набора, образуя горизонтальную плоскость, одновременно подвергаются нажиму и сразу передают оттиск листу бумаги, а в ротативных машинах площадь набора приводится в одну плоскость не сразу, а последовательно, рядами, вследствие чего и нажим производится не сразу, а последовательно, частями, но в одной и той же плоскости; вся суть здесь только в быстроте замены одних строк другими, а это достигается с помощью так назыв. стереотипа, т. е. отлитого из мягкого металла клише, воспроизводящего набор.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/006/b65_204-1.jpg
ТИПОГРАФСКОЕ ДЕЛО I.
1. Ручной станок. 2. Наборная касса, поставленая на реал. 3. Нотная касса. 4. Специальный станок для корректурных оттисков. 5. Рама для зажимания форм с клиновыми заключками. 6. Верстатка с клиновым замыкателем. 7. Верстатка с винтовым замыкателем. 8. Пинцет. 9. Уголок или наборная доска. 10. Реал.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/006/b65_204-2.jpg
ТИПОГРАФСКОЕ ДЕЛО II.
1. Большая наборная касса для акцидентных работ. 2. Пресс для упаковки. 3. Аппарат для разрезывания наборного материала. 4. Аппарат для сгибания для наборного материала. 5. Валик для типографских красок. 6. Тенакль. 7. Заключки для зажимания форм. 8. Шило. 9. Приправочный нож. 10. Резец или долото. 11. Циркуль. 12. Ручная печатная машинка, так наз. "Американка".
Технические работы, на которые распадается Т. дело, могут быть подведены под два крупных отдела - отливку шрифта и печатание с него. Для отливки шрифта прежде всего заготовляются пунсоны. По догадкам Амбр. Фирм. Тома, подтвержденным исследованиями Геринга, Гутенберг и первопечатники употребляли пунсоны деревянные, а матрицы получались с помощью этих пунсонов через погружение их в расплавленный свинец, готовый уже застынуть. Ныне употребляются почти исключительно стальные пунсоны. Для этого берутся высококачественные прутки квадратного сучения длиной в вершок и "отпускаются", чтобы металл сделался мягче. Площадь сечения брусков отшлифовывается отвесно на камне, и на площадке гравировальною иглою рисуется в обратную сторону очертание литеры или знака, подлежащих гравированию. Резьба производится от руки или на машине с помощью штихелей или колесец, и когда очко буквы тщательно вырезано, брусочек подвергается закалке. Один рабочий может изготовить от 4 до 5 пунсонов в день. Стоимость пунсонов "от руки" у нас определяется от 1 руб. до 1 р. 50 к.; за границею цена на пунсоны колеблется от 7 до 12 франк. за штуку. Если поставить затем брусок на медную пластинку и ударить по нему несколько раз молотом, то на меди оттиснется углубленное изображение пунсона. Выбитая в медной пластинке матрица тщательно опиливается и выверяется так, чтобы все ее стенки были параллельны и образовывали прямой угол с боковыми стенками, тоже параллельными. Когда матрица выбита и опилена, она подвергается с помощью юстировальной иглы юстировке и с помощью напильника все штрихи очка литеры приводят к плоскости, параллельной стенке матрицы. Для крупных литер пунсоны режутся на свинце или гарте, а для матриц с помощью гальванопластики на пунсоне осаждается слой меди, который снимается и припаивается к цинку. Отливка шрифта с матриц первоначально производилась вручную в более или менее удобно приспособленных для того формочках из 2-х медных или железных створок; в глубине одной из них помещалась медная же матрица данного знака или литеры. Из котла черпался расплавленный гарт железною ложкою и вливался в формочку; по затвердении готовая литера вынималась из формы, гузки (лишний наплыв) у букв обламывались и производилась шлифовка поверхностей ствола буквы или знака. Словолитная техника, державшаяся почти неподвижно на одном уровне несколько столетий подряд, начала совершенствоваться лишь в 20-х годах XIX в., когда Давид Брюс в Бруклине и Вильям М. Джонсон в Гэмпстиде изобрели первообразы словолитной машины. Машины эти изобиловали недостатками и в общем обиходе не прививались; только после усовершенствований, внесенных с конца 40-х годов в это машиностроение Генелем, Кишем, Герлахом, словолитные машины приобрели право гражданства в Америке и Европе. Машины эти механически отливают в день до 12000 литер, тогда как вручную при наиболее благоприятных условиях опытный словолитчик мог изготовить не более 5000 букв. Дальнейшее усовершенствование было достигнуто универсальными словолитными машинами Аткинсона, Джонсона и Генбэрна в Англии, Фуше Париже и Кюстермана в Берлине, увеличившими производительность до отливки 30000 букв в день, а новейшая двойная словолитная машина Дэлленбаха в Каннштате изготовляет до 100000 букв в 10 час. Универсальные машины не только отливают буквы, но автоматически отламывают литники (гузки), шлифуют и строгают рост, скоблят литеры и выставляют их в ряд на верстать. Независимо от однообразной толщины (кегель), литеры имеют однообразную вышину (обыкновенно около 24 мм). Прежде на этот счет словолитни особенного однообразия не придерживались, но в настоящее время в Западной Европе установилось общее соглашение не выходить за пределы единицы высоты шрифта, предложенной Фурнье и равной 10 1/3 линиям pied du roi, или 62 1/2 Т. пунктам. Т. пункт Фурнье, однако же, оказался менее теоретически определенного пункта - так что, в сущности, и самая система утрачивала научное основание, ибо "Т. пункт" оказался величиною произвольною. Фр. Амб. Дидо (1730-1804) исправил неточность системы Фурнье, приняв за основание точно выверенную линейную меру - все тот же pied du roi = 12 дюймам = 144 линиям; 1/6 линии и составляет Т. пункт (по метрической системе пункт = 0,2660 м). Система Фурнье, усовершенствованная Дидо, как крайне удобная и практичная, вошла во всеобщее употребление и ныне принята всею Европою. Точно так же некоторое однообразие выработалось и относительно состава гарта - сплава, который должен удовлетворять условиям легкой плавки, упругости, связности и твердости; наиболее обычен для этого сплав из 70% свинца, 28% сурьмы и 2% олова. С другой стороны, благодаря открытой Якоби в 1837 г. гальванопластики словолитчики получили возможность непосредственно с гартового шрифта осаждать медные матрицы. Наконец, для книг, печатаемых без изменений в многочисленных изданиях, ради устранения повторения набора и корректирования последнего издавна предпринимались попытки объединять набор в одно целое (стереотип), так как представляется невозможным набор, хотя бы и связанный либо заключенный в рамы, сохранить надолго без того, чтобы многие полосы не обсыпались. Старинные типографы это давно сознали и пытались сохранность набору обеспечить, спаивая литеры с нижней стороны в неподвижные полосы или страницы. Проповедник И. Мюллер в Лейдене впервые изготовил такие доски для типографщика ван-дер Май (1701-11). Позднее стали оттискивать набор в глине, песке и разных искусственных массах, наливать в эти формы расплавленный металл и таким образом воспроизводить рельефные отпечатки набора (опыты шотландского ювелира Вильяма Гэда около 1725 г.). Только в 1796 г. парижский типограф и словолитчик Ф. Дидо начал изготовлять шрифт из особенно твердого металла с примесью меди; сделанный этими литерами набор Дидо покрывал толстым свинцовым листом и подвергал медленному давлению пресса. Литеры отпечатывались углубленно в свинце, и этот отпечаток резким и быстрым ударом втискивался с помощью особенной машинки в легкоплавкий расплавленный металл в тот момент, когда он готов был застынуть. Лорд Стэнгон в 1804 г. изобрел более удачный способ стереотипирования. Раствор на воде гипса выливался на набор, а по затвердении в полученную таким образом форму наливался расплавленный гарт. Наконец, в 1829-1830 гг. Жену в Лионе с этою же целью начал употреблять размоченную и распаренную бумагу, и в 50-х годах этот практичный и удобный способ вошел во всеобщее употребление. Ныне стереотип плоский или полуцилиндрический (последний для ротационных машин) готовится так: набранная газетная полоса или страница, заключенная в раму, тщательно очищается от пыли и протирается масляной краскою, после чего на полосу или страницу накладывается сырая бумажная масса, которая прикрывается мокрым полотном и прибивается жесткою щеткою так, чтобы масса проникла и заполнила все углубления шрифта. Затем полотно снимается, матрица смазывается клейстером, и во все ее углубления вкладываются куски папки или картона с тем, чтобы места эти при дальнейшей отливке в форме не запали и не сдавились под тяжестью расплавленного металла. По окончании прокладки картоном матрица вновь смазывается клейстером и обкладывается толстым листом неклееной бумаги, который прибивается щеткою. Затем матрица вместе с набором покрывается фланелью и войлоком и подвергается сушению в сушильном прессе. По высушке матрица без труда снимается с набора. Для употребления матрица пудрится и вкладывается либо в цилиндрическую, либо в плоскую форму и прикрывается крышкою с таким расчетом, чтобы между крышкою и матрицею оставалось пустое пространство около 1/2 дюйма толщиною, которое и заполняется расплавленным стереотипным металлом. По прошествии нескольких секунд крышка с формы снимается, готовый стереотип отделяется от матрицы, обрезается и, укрепленный на металлическом цилиндре или доске, переносится в машинную, где и прилаживается либо к барабану ротационной машины, либо к талеру. Все эти манипуляции совершаются при навыке весьма быстро: матрица на наборе выбивается в каких-нибудь 5 минут, прокладка картоном больших полос занимает от 15 до 30 минут, на сушку употребляется минут 12-15, на отливку 5 минут, отчистка и укрепление полосы требует от 5 до 20 минут. Изготовление стереотипа по бумажным матрицам выгодно тем, что матрицы без труда сохраняются в сухом месте, занимая незначительное место, и пускаются в ход, когда потребуется; если в матрицах отливается не слишком горячий расплавленный металл, то одна матрица легко выдерживает несколько отливок стереотипа. Стереотипные и гальванопластические заведения устраиваются частью при словолитнях, частью при типографиях - в последних всегда, если там в больших заводах печатаются газеты на ротационных машинах.
Усовершенствование орудий производства отразилось и на красоте шрифтов, и на четкости печати. Если в доброе старое время при несовершенных орудиях требовалось особенное искусство, чтобы хорошо печатать, то в настоящее время чистота печатания дело заурядное. Пунсонщики придают литерам тончайшие формы, зная, что и отпечатки не дадут утолщений против очка пунсона. Вальбаум усовершенствовал фрактурный шрифт, по заказу французского правительства особая комиссия из ученых и художников создала новые типы для античного и курсивного шрифта, который введен вo всеобщее употребление в 1825-1832 гг.; Гентш и Гейзе в Гамбурге пустили в оборот медиеваль. Наконец, Дидо и Деррье выпустили целую коллекцию писаных шрифтов и шрифтов с разнообразнейшими украшениями. В России долгое время словолитное производство не выходило из зачаточного состояния, и мы получали шрифт преимущественно от заграничных фирм; словолитни Ревильона, Края, Безобразова и др. были бессильны конкурировать с западноевропейскими собратьями. Исключение явила деятельность словолитни О. И. Лемана, открытой в 1854 г., а позже и др.
Типографщику старого времени приходилось поневоле быть и наборщиком, и печатником, словолитчиком и механиком. Теперь в каждой типографии рабочие выполняют совершенно обособленные функции и лишь по исключению, приучившись к одному мастерству, меняют его на другое. Наборщики составляют из отдельных подвижных литер и знаков полосы и таблицы, метранпажи руководят наборщиками, тискальщики печатают на ручном станке оттиски, предназначенные для просмотра корректур, батырщики накатывают краску на полосы набора, печатники следят за печатанием на машинах, производят "приправку", делают для рисунков "вырезки" и наблюдают за накладчиками и приемщиками. Накладчики во время печатания на машинах накладывают листы бумаги, на которых затем получаются печатные оттиски; приемщики носят, заключают и обкладывают наборные формы, принимают на машинах отпечатки, а по окончании печатания смывают с форм краску; мочильщики, наконец, считают принимаемые от кладовщика листы бумаги и смачивают их водою, так как печатание большею частью ведется на сырой бумаге и пр. Обыкновенно типографии состоят из: 1) конторы, где принимаются заказы, ведутся отчетные и бухгалтерские книги, производятся расчеты со служащими и поставщиками и т. п.; 2) наборных комнат или целых зал, где наборщики и метранпажи производят наборные работы, а равно и верстку; здесь же обыкновенно ручные печатные станки, служащие почти исключительно для тискания корректур; 3) печатно-машинного отделения, где набранные работы печатаются начисто; 4) отделения, где помещается паровой или иной двигатель, с помощью трансмиссии приводящий в действие печатные машины и разные вспомогательные станки, и 5) кладовых, где помещаются запасы бумаг, шрифтов, красок и прочих материалов. Последовательный ход Т. работ следующий: при приеме заказа на печатание фактор совместно с заказчиком выбирает шрифты (по рисунку и кеглю), бумагу (по качеству, размеру и цене), формат (т. е. длину и ширину полос или страниц и число строк в них) и условливается насчет подробностей издания (чтения корректур, количества экземпляров, доставления оригинала, брошюровки и пр.). Затем оригинал, или рукопись, с которой производится набор, передается метранпажу, который и раздает оригинал, разделив его на части, наборщикам. Наборщики - главная рабочая сила типографии - набирают, т. е. составляют из отдельных букв слоги, слова и целые периоды. Набор. Наборная работа заключается в нижеследующем. По поступлении из кладовой типографии в наборную избранного для печати комплекта шрифта таковой распределяется в разделенной на несколько десятков или сотен отдельных открытых ящичков шрифт-кассе, причем каждому знаку или литере присвоено особое гнездо, большее или меньшее и ближе или далее удаленное от руки наборщика в зависимости от частоты употребления данного знака. Русская касса имеет 110 отделений, французск. 152, немецк. фрактура 110, антиква 166, новогреческая 214, нотная касса свыше 300. Наборщик помещается перед кассой, которая устанавливается наклонно на реале, имеющем пять-девять полок, куда вдвигаются шрифт-кассы с запасными шрифтами. Рукопись, подлежащая набору, или оригинал, укрепляется на тенакле, а пропущенный через него визорий опускается все ниже по мере того, как оригинал набирается строка за строкою, что и позволяет наборщику удобно следить за текстом. В левую руку наборщик берет верстатку, раздвинутую по формату набираемых строк, со вставленной в нее наборною линейкою так, чтобы верстатка лежала на ладони нижнею стенкою книзу, опираясь на четыре пальца, а большой палец сверху придерживал подвижную стенку или придавливаемые к ней литеры. Большим и указательным пальцами правой руки наборщик выбирает из кассы одну литеру за другою и ставит их в верстатку слева направо так, чтобы нижняя поверхность литеры прилегала к нижней стенке верстатки, а очко обращено было к наборщику. Окончив набирать первую строку, наборщик вынимает линейку за ушки и, положив на набранные литеры, выравнивает их. Между отдельными словами вкладываются четырехугольные брусочки или пластинки (шпации) на 12 пунктов ниже роста литер; шпации же служат для выравнивания строк, для чего между слов и переносимых слогов вставляются большие или меньшие шпации. Если строки разгоняются, т. е. следуют одна за другою не тесно, то между строк вставляются линейки более или менее толстые (шпоры и реглеты). Когда на верстатке набрано строк 10-12, ее ставят на кассу к борту и, захватив указательными пальцами наборную линейку, а большими первую строку, набор одним быстрым движением переставляют с верстатки на уголок, или наборную доску. Так продолжается набирание и дальше, пока не составится полная гранка, или страница, которая обвязывается бечевкою и переносится на спускальную доску. Таким же образом набираются и последующие страницы данного листа, причем наборщик располагает их для каждой из двух форм в таком порядке, чтобы по отпечатании и фальцовке страницы следовали одна за другою в должном порядке. Ближайший присмотр и наблюдение за версткою, т. е. превращением набранных строк в правильные и точно выверенные страницы, и подготовление составленных из полос листов к печатанию лежит на метранпаже. Когда на спускальную доску выставлены и выравнены все гранки, или страницы данной формы, промежутки или поля между ними заполняются, или "обкладываются", марзанами и бабашками, а для скрепления набора в одно целое, которое не кривилось бы и не раздвигалось бы в стороны при печатании, набор зажимается в железную раму с помощью металлических пластинок и заключек. Затем форма переносится для снятия корректурных оттисков на тискальный станок или на машину. Метранпаж распоряжается тисканием корректур и своевременною отсылкою их к корректору, автору или издателю, следит за исправлением корректур и ведет сам или через управляющего типографией личные и письменные переговоры с корректорами, авторами и проч. По обратном получении исправленного корректурного листа наборщик с помощью шила и пинцета исправляет ошибки или же при пропусках и авторских вставках вводит в набор заново целые строки, а когда все погрешности окончательно исправлены и лист приготовлен к печатанию, метранпаж передает последний корректурный оттиск с надписью "печатать", сделанной на нем автором или корректором, в контору типографии. Затем по назначению управляющего "спускают" лист на машину, т. е. передают в печатное отделение, располагая полосы на талере машины в известном порядке, и приступают к печатанию. Предварительно держится так назыв. "сводка", т. е. сделанный на машине оттиск с листа передается в контору для сверки с подписанною (к печати) корректурою. Делается это для удостоверения в том, что все указанные в корректуре ошибки исправлены. Перед окончательным печатанием в контору подается "чистый лист", т. е. сделанный на машине оттиск листа, вполне приготовленного к печатанию. Чистый лист тщательно просматривается, и здесь отмечаются (для мастера печатника) все технические погрешности и указывается число подлежащих отпечатанию экземпляров. Когда формы отпечатаны, набор очищается от краски на смывальном столе с помощью щетки и щелока. Затем все входящие в состав полос буквы, знаки и украшения отделяются и рассортировываются по тем отделениям касс, из которых были взяты для набора. Точно так же и материал, т. е. разнородные шпации, шпоны, линейки и пр., рассортировываются по соответствующим ящикам. Разбор совершается приблизительно в четыре раза скорее набора. По установившемуся обычаю, ни один из наборщиков не обязан разбирать всего того, что им набрано, - возлагается это обыкновенно на "мальчиков"-учеников, имеющихся при любой типографии. Зато каждый из наборщиков должен "разобрать себе кассу", т. е. приготовить лично для себя кассу для набора. Хорошим наборщиком считается такой, который в продолжение 10-часовой работы постоянно набирает до 10 тыс. букв, считая, что в то же время он успевает для себя и кассу разобрать, но обыкновенно наборщики набирают от 6 до 8 тыс. букв или в среднем около 800 букв в час. Плата наборщикам производится с тысячи букв и у нас в России колеблется от 23 до 12 коп. с тысячи букв (в зависимости от кегля шрифта и местности). Смешанный набор с таблицами, формулами оплачивается дороже - против сплошного набора в 1 1/2 или 2 раза. За ночную и праздничную работу установлено добавочное вознаграждение. У нас наборщики вырабатывают в среднем: книжные - рублей около 30-40 и газетные - ок. 75 руб. в месяц. В последнее время в видах обеспечения русским типографиям образованных рабочих, преимущественно наборщиков - Импер. технич. общество в 1884 г. основало в СПб. школу печатного дела, 2-классную, с 2-годичным курсом; школа выпустила свыше 200 практически подготовленных юношей. При типографии "Нового времени" имеется такая же школа, но она носит скорее общеобразовательный, чем специально технический характер. Подробнее о школах печатного дела см. соотв. статью.
Ноты печатаются либо с помощью Т. набора, чередуясь с текстом для учебников, или же непосредственно с металлических досок, либо литографским способом. Для обоих последних случаев готовятся доски из цинка, расчерчиваются с помощью раштраля на нотные линейки, а затем ноты врезываются в глубь доски. Печать производится на особом нотопечатном станке (до 600 оттисков в день). Для удешевления с гравированной таким образом доски делается перевод на литографский камень и печатание производится литографски - до 4000 оттисков в день при употреблении более дешевой бумаги.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/006/b65_212-1.jpg
1. Наборная машина "Линотип" Мергенталера. 2. Наборная машина "Типограф" Роджерса и Брайта. 3. Наборная машина "Монолин" Скэддера. 4. Магазин медных матриц в наборной машине "Монолин".
При стремлении XIX в. заменять ручной труд машинным - несомненно оно должно было распространиться и на наборное дело. После ряда неудачных попыток в 50-х годах датчанину Христ. Сёренсену и американцу Сорну удалось изобрести наборную машину. Кастенбейн, Гукер в Лондоне, Мэки в Чорингтоне, Грин и Лоренц в Нью-Йорке на разные лады пытались усовершенствовать первоначальную идею наборной машины, где сложная клавиатура при надавливании соответствующего известной букве или знаку клавиша открывает доступ в тот или другой трубчатый магазин, по которому на верстатку и спускается данная литера; чередуясь со шпациями, они устанавливаются рядком и механически выключаются в строки. Среди наборных машин этого типа исключение составляет машина "Феномен" инж. Форрейтера, изобретенная в 1895 г. Имея вес ок. 250 кило и стоя 6000 марок, машина с помощью электроавтоматического прибора набирает, выравнивает буквы и выставляет строчки одновременно, позволяя при этом прибегать к соединению 2-3 шрифтов. Работоспособность ее до 20000 букв в час, причем 7-8 машин обслуживаются одним рабочим и учеником, сокращая расходы до 1/3. Затруднительность скомбинировать набор с разбором в наборных машинах побудила новейших изобретателей обратиться к построению наборных машин пo другому принципу - с легкой руки американца Вэсткотта с 1876 г. появляются Linotype Mepгенталера, "Typograph" Роджерса и Брайта, Лэвэ и К° и "Mon o line" Скэддера в Бруклине - все они с помощью сложных клавишных механизмов выводят из магазинов медные матрицы, сопоставляют их в строки надлежащего размера, - затем набор матриц механически подводится к котелку, и производится отливка шрифта цельною строкою, которая тут же освобождается от гузков и отшлифовывается, тогда как матрицы отъезжают к разборному механизму и размещаются обратно по магазинам. Приборы эти дают возможность набирать до 8-10 тысяч букв в час и стоят около 3000-5000 руб., по-видимому, обещая внести в Т. дело целую реформу, так как каждая подобная машина обслуживается всего одним рабочим; правда, впрочем, и то, что механизм приборов чрезвычайно сложен и легко доступен порче, а с другой стороны, требует большой внимательности и грамотности от рабочих; так как вслед за набором матриц непосредственно производится отливка шрифта, то корректирование набора неосуществимо, а следственно, допущенные наборщиком погрешности и опечатки неисправимы и требуют отливки набранной строки заново.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/006/b65_212-2.jpg
СКОРОПЕЧАТНЫЕ МАШИНЫ I.
1. Простая скоропечатная машина (Кениг и Бауер). 2. Скоропечатная машина для двух красок (Кениг и Бауер). 3. Двойная скоропечатная машина с вращающимся цилиндром (Иоганнисберг).
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/006/b65_212-3.jpg
ТИПОГРАФСКОЕ ДЕЛО II.
1. Литографская скоропечатная машина (Шмирс, Вернер и Штейн). 2. Скоропечатная машина для фототипии (Шмирс, Вернер и Штейн). 3. Двойная скоропечатная машина (Аугсбург). 4. Аппарат для сгибания наборного материала.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/006/b65_212-4.jpg
СКОРОПЕЧАТНЫЕ МАШИНЫ III.
1. Ротационная скоропечатная машина (Маринони). 2. Ротационная скоропечатная машина с фальцовочным аппаратом (Р. Гое и К°).
Существенные части в любом ручном прессе сводятся к нижеследующим. Вдоль рамы, более или менее прочной, перемещается доска "талер", на которой устанавливаются полосы набора. Талер с помощью рукоятки подводится или задвигается под пиан и по миновании надобности выводится из-под него обратно. К талеру на петлях приделаны декель и рашкет - узкая рама с наклеиваемою на нее толстою бумагою, где делаются прорези, соответствующие величине установленных на талере наборных полос. Назначение рашкета - предохранять бумагу от замазывания на полях краскою, которая при накатывании полос валиком покрывает не только набор, но и марзаны. Благодаря рашкету краска отпечатывается только на тех местах бумаги, которые соответствуют прорезям. На декель - узкую рамку, обтягиваемую плотною материей, накладывается бумажный лист, имеющий воспринять отпечаток. Когда бумага вложена, декель прикрывается рашкетом и все вместе опускается на талер, после того как полосы набора накатаны краскою с помощью мац или ручного валька. Теперь талер подводится и задвигается под пиан - гладкую доску, которая опускается и поднимается с помощью рукоятки - "куки". Притягивая к себе на несколько секунд куку, печатник заставляет пиан опуститься, равномерно нажимая и надавливая на талер. При этом бумажный лист, лежащий на декеле, надавливаемом пианом, в свою очередь через прорези рашкета плотно прижимается к полосам набора и воспринимает отпечаток литер. Затем пиан поднимается и талер выводится из-под него, декель откидывается, рашкет приподнимается, оттиснутый лист, снятый с декеля, откладывается в сторону. Полосы набора вновь накатываются краскою, печатник опять берет чистый лист бумаги, кладет его на декель, опускает рашкет, а декель на набор, талер подводится под пиан, надавливается кука, и те же манипуляции повторяются вплоть до отпечатания всего завода; отпечатанные листы по мере изготовления прокладываются тонкою бумагою в предупреждение пачкания свежих оттисков. Первые прессы были сплошь деревянные, позднее отдельные части для упрочения стали выделываться из металла. Вильем Блэв в Амстердаме в 1620 г. приспособил к пиану особые согнутые пружины, а через это смягчилось жесткое давление пиана и печатнику облегчился подъем пиана по прекращении надавливания на куку. Вильгельм Гааз в Базеле в 1772 г. изменил форму куки, придав ей больший размах, а через это увеличилась сила тиска вне зависимости от мускульного напряжения руки печатника. Лорд Стэнгоп в 1800 г. построил весь пресс целиком из металла, утвердив его на прочном стане, и приспособил к пиану на рычаге противовес, который автоматически приподнимал пиан по прекращении тиска. Прессы Джорджа Климера (1810), Смисов (1820), Хагара и Лезера приспособили к пиану целую систему коленчатых рычагов, обусловливающих плавное опускание и поднимание пиана и регулирующих давление. Наконец, Дж. Рутвен в 1813 г. выступил со станком, в котором талер оставался неподвижен, а пиан передвигался на полозьях, тогда как Фрейтаг еще в 1777 г. изобрел печатный станок, приводившийся в движение ногою. Другое усовершенствование в области ручного печатания последовало, когда мацы были постепенно вытеснены ручными вальцами; для покрытия их вместо кожи сначала Донкин (в 1812 г.), а затем Ганналь (в 1819 г.) ввели в употребление вальцевую массу из клея и патоки. Хороший печатник при проворном и ловком батырщике может на ручном станке отпечатать в 10 ч. работы до 600-700 оттисков. В настоящее время особые ручные станки находят себе всеобщее применение для так назыв. акцидентных работ. Это мелочные дела, как то: карточки, билеты, чеки, бланки, циркуляры, счета и пр. В работах их изящество зависит преимущественно от вкуса и умения наборщика подобрать и распределить шрифты и украшения, так как здесь все сводится к тому, чтобы сочетание набранных строк между собою и с украшениями производило приятное на глаз впечатление; разумеется, чем богаче выбор шрифтов, линеек и украшений, тем легче типографии справиться с акцидентными работами, для которых парижским гравером Шарлем Деррье составлен чрезвычайно изящный альбом образцов (Ch. Derriey, "Specimen Album", 1862). Для акцидентных работ и употребляются по преимуществу машины с педалями (американки). Впервые выставленные на Лондонской выставке 1862 г. Дегекером и Вейлером, они в настоящее время настолько привились, что американок насчитывается до 50 разных систем. Лучшие из них те, в которых наборная форма приближается к пиану под углом или, наоборот, параллельно их плоскостям, соприкасаясь друг с другом одновременно во всех точках; в большей части американок пиан и форма закрываются наподобие книги, т. е. нажим, начинаясь с одного края, постепенно доходит до противоположного. При разросшемся с конца XVIII в. спросе на печатные произведения работоспособность ручных станков перестала отвечать всеобщей потребности. В особенности невыгодно отражалось ручное производство на газетном деле, когда газетная деятельность начала усиленно развиваться. По существу печатание книг и газет - две разные вещи. В первых обращается нарочитое внимание на красоту и изящество набора, устранение опечаток, хорошую бумагу и краску - в этом направлении ручные станки выполняли свою функцию исправно, и французские é ditions de luxe XVIII в. представляют такие образцы совершенства Т. работы, подражать которым и типографии конца XIX в. почитают себе за честь. Для газетного же дела важно в возможно меньший промежуток времени отпечатать наибольшее количество экземпляров и выпустить их в оборот; типографщик здесь гонится не за качеством, а за количеством работы. Незначительная работоспособность ручных станков побудила Фридриха Кёнига (1774-1833) усовершенствовать способы Т. печатания. Улучшение Кёнигом ручного станка приспособлением механического накатывания краски, правда, позволило выгадать работу батырщика, но работоспособность станка от того не приумножилась. После неудачных опытов соорудить печатную машину с сохранением первобытного пиана Кёниг вышел на новый путь, придумав машину, где тиск производится с помощью цилиндрического барабана. Сближение и совместная с ученым Андр. Бауэром разработка в этом направлении машиностроения доставила фирме Кёнига и Бауэра мировую известность, сообщив всему Т. делу немыслимый раньше размах. В 1812 г. была сооружена первая машина с одним цилиндрическим барабаном, дававшая в час до 800 отпечатков с одной стороны листа, в 1814 г. для газеты "Times" были изготовлены 2 машины, каждая уже с 2 цилиндрами и дававшая до 1000 оттисков в час, а в 1818 г. для типографии Бекслея Вудфаля и Тайлора построена 2-цилиндровая машина, печатавшая одновременно лист в формате 52х84 стм с обеих сторон и дававшая 900-1000 оттисков в час. Разительный успех, достигнутый Кёнигом и Бауэром, позволил изобретателям назначить от 20000 до 9000 руб. за машину с уплатою, сверх того, за право пользования каждою по срок привилегии от 5000 до 2 5 00 р. ежегодно. Крупные барыши доставили изобретателям возможность устроить в Оберцелле близ Вюрцбурга обширную фабрику.
Работоспособность современных Т. машин выражается в нижеследующей табличке:
Оттиски | ||
Ручной станок дает в час |
50-100 | |
Американка дает в час |
700-1000 | |
Бостонка (для визит. карточек) |
500-700 | |
Скоропеч. машины | малые |
500-700 |
большие |
700-1000 | |
Ротационные | газетные |
10000-30000 |
иллюстрационные |
3000-5000 |
В настоящее время скоропечатные машины, сооружаемые с разными видоизменениями против первоначального прототипа, можно подвести под несколько категорий - машин с круговращательным или эпициклоидальным движением и с тележкою с железнодорожным ходом. С другой стороны, по своей работоспособности скоропечатные машины представляют нижеследующие типы: а) машин с пианом, печатающих с одной стороны (machines à platine); б) машин с одним надавливающим цилиндром и горизонтальным талером, печатающих с одной стороны (machines en blanc); в) машин с двумя надавливающими цилиндрами и 2 горизонтальными талерами, печатающих с обеих сторон (machine à rеtiration); г) машин с одним или несколькими надавливающими цилиндрами, вращающимися то в одну, то в другую сторону попеременно (machines à ré action) и, наконец, д) машин цилиндрических, ротативных, или коловращательных, печатающих на бумаге, накатанной на роли, со стереотипа, выгибаемого по барабану (machines rotative ou cylindriques). Главное отличие цилиндрических скоропечатных машин от ручных станков, на которых печатание производится с помощью пиана - плоской доски - деревянной или чугунной, прижимающей лист бумаги к расположенному на одной горизонтальной поверхности набору, покрываемому или накатываемому краскою, заключается в том, что в машинах цилиндрических, с горизонтальным талером, последний движется то в одну, то в другую сторону, проходя каждый раз под цилиндром. Лист бумаги, укрепленный на цилиндрическом барабане, при приближении талера с формою, прижимается к набору и воспринимает оттиск. Цилиндр давит на форму только при движении талера в одну сторону, при обратном же ходе стоит неподвижно, и форма проходит под ним, не прикасаясь к его поверхности, ибо вращение цилиндра вокруг оси рассчитано так, чтобы при обратном передвижении талера к нему обращена была срезанная часть цилиндрического барабана, не достигающая до формы. Если машина с двумя цилиндрами, то движение их рассчитывается так, что в то время, когда один цилиндр надавливает лист на форму, другой обращается срезанною частью к талеру и стоит неподвижно, и наоборот. Во время вкладывания бумаги цилиндр останавливается; особые приспособления позволяют накладывать листы однообразно, не выше и не ниже, с тем, чтобы поля у отпечатанных листов оставались ровные. Наложенный лист крепко прихватывается зажимами или клапанами барабана и плотно прилегает к последнему, придерживаемый тесемками, которые приходятся на полях. Во время движения цилиндра особые иглы (графейки) прокалывают лист по средней линии, что при печатании "на оборот" позволяет накладывать листы так, чтобы текст полос или страниц точно совпадал на обеих сторонах листа. Когда цилиндр обернется, надавив лист на покрытый краскою набор, особые тесемки направляют его на приемник (ракет), который и откидывает отпечатанный лист на стол, помещающийся позади машины. Миновав цилиндр, талер с формою возвращается вспять, при чем цилиндр, обращенный книзу срезанною частью, стоит неподвижно, а по проходе талера опять приходит в движение и возвращается в первоначальное положение, приоткрывая клапаны для приемки бумаги. В машинах с двумя цилиндрами, печатающими с обеих сторон, самый ход машин удлинен, так как на обеих сторонах помещаются талеры с формами recto и verso. Лист по воспринятии оттиска с одного талера переходит, направляемый тесемками, с одного барабана на другой и переворачивается напечатанным уже оттиском к внутренней поверхности цилиндра, а чистою стороною к оборотной форме набора. Само собою разумеется, когда под первым цилиндром проходит та половина набора, которая подлежит печатанию на втором цилиндре, поверхность оборотной формы не касается первого цилиндра, и наоборот. Краска у скоропечатных машин обыкновенно накатывается дважды, при движении вперед и назад. Красочный аппарат состоит из узкого длинного ящика, где вращается металлический валик. При вращении валика на него попадает слой краски, который по надобности может быть выпускаем из ящика в щель толще либо тоньше. С металлического валика краска передается на другие клеевые и металлические валики, которые, вращаясь и соприкасаясь между собою, растирают ее и распределяют по набору ровным слоем. Наконец, относительно ротационных машин заметим, что в них горизонтальные талеры заменены цилиндрическими, которые, как и надавливающие цилиндры, вращаются в одну сторону. Первую машину этого рода соорудил Гое в Нью-Йорке, но она работала с набора, занимавшего всего 1/4 поверхности цилиндра и закрепленного особыми линейками, и требовала обслуживания 10 накладчиков, но зато отпечатывала до 20 тыс. оттисков в час с одной стороны. В 1866 г. собственник газеты "Times" Вальтер совместно с Макдональдом и Кальвери построил ротационную машину, которая отпечатывала со стереотипа в час до 10-12 тыс. оттисков с оборотом, но представляла значительное несовершенство в устройстве приемника, откидывавшего готовые листы. Дальнейшие усовершенствования в этот тип машин внес Маринони, воспользовавшись приспособлением для выкидывания оттиснутых экземпляров (аккумулятором) - изобретенным первоначально Том.-Джеф. Мейолом в 1867 г. Ротационные машины строятся обыкновенно только по заказу, для печатания от 1 до 4 листов определенного формата сразу, причем листы автоматически вкладываются один в другой и выходят из машины сфальцованными в несколько сгибов; скорость печатания достигает до 8-25 тыс. оттисков в час. Новейшим изобретением являются ротационные машины для печатания газетных приложений, однокрасочные и многокрасочные. В них бумага, с бесконечного роля попадая в барабан, разрезается, и отпечаток получается с плоского стереотипа, утвержденного на талере. В многокрасочных машинах (до 5 цветов) Кёнига и Бауэра отпечаток подвергается печатанию в несколько приемов с нескольких форм, на которые наносятся разные краски. Долгое время применение ротационных машин было ограничено благодаря именно тому, что они строились на определенный формат листа в соответствии с размером цилиндрического барабана и бумажного роля. Кёниг и Бауэр построили ротационную машину для изменяющихся книжных форматов - на ней бесконечная бумага, подкатываемая на ролях, нарезается в соответствующие форматы и, попадая на цилиндрический барабан, придерживается на нем в надлежащем положении особым пневматическим аппаратом; по воспринятии отпечатка бумажный лист автоматически отталкивается тем же пневматическим аппаратом и передается на второй цилиндрический барабан, где лист точно так же придерживается вторым пневматическим аппаратом, и по отпечатании оборотной формы пневматический же аппарат отбрасывает готовый уже лист к приемнику. В последнее время фирме Маринони удалось построить 6-красочную ротационную машину для иллюстрационных работ, на которой благодаря шраффировке поверхностей печатания является возможность наносить краску на краску, не смазывая их вместе на отпечатке, а благодаря нанесению краски на краску достигаются разнообразнейшие тоны и оттенки. Некоторую аналогию с последним изобретением представляет оригинальный способ печатания, введенный Орловым и Рудометовым (специально для изготовления чеков, % бумаг и т. д.), - на оттиск последовательно наносятся гильошированные сетки кривых линий в разных красках, и так как кривые на разных формах не совпадают, то одна краска не смазывается другою и получается общее цельное впечатление разнообразной и сложной окраски фона, покрытого извивами украшений. Русские типографии выписывают скоропечатные машины поныне еще по преимуществу из-за границы, а потому нельзя не отметить почина фирмы Ис. Гольдберга, в С.-Петербурге начавшей типографское машиностроение с 1882 г.
В последнее время вообще мелкие типографии уступают все более место крупным, а последние - в Европе по крайней мере - все чаще превращаются в полиграфические заведения. Литография, изобретенная в 1796 г. Сенефельдером, сделалась почти неразлучною сопутницею типографии, и известны довольно удачные попытки конструирования скоропечатных машин, которые могут служить одновременно для Т. и для литографского печатания. Распространение иллюстрированных дешевых журналов вроде "Penny Magazine", "I l lustrated London News", "Illustrierte Zeitung", "Illustration" дало новый толчок ксилографии, особенно с тех пор, как рисунки на клише начали наносить с помощью фотографии. С другой стороны, хемикография, фотогравюра и фототипия дают возможность печатать рисунки вне текста, конкурирующие со старинною гравюрою на меди, тогда как фотоцинкография дает клише для Т. печатания вместе с текстом. Гильошировочные машины и пантография позволяют уменьшать и увеличивать рисунки, воспроизводя оригиналы с точностью и тонкостью, недоступною опытнейшему граверу, а пущенное в ход Фогелем трехцветное печатание с фототипических клише, наносящих желтую, красную и синюю краски одна на другую, дающее всю гамму производных цветов и оттенков, - все это уже ныне полностью применяется при печатании бумажных денег и фондовых бумаг в целях устранения подделок. Несомненно, дальнейшее развитие техники сблизит Т. дело с остальными графическими искусствами еще более. Еще в 80-х годах во Франции в некоторых журналах появлялись иллюстрации, где пейзаж, напр., в отдельных партиях расцвечивался литографски пятнами голубыми, розовыми, желтыми, белыми, а напечатанный затем типографски рисунок с цинкографического клише представлял, именно благодаря этому, разительные эффекты. Точно так же на одной из последних всемирных выставок демонстрировалось американское применение фототипии к Т. делу. Желатинное клише с хромистыми солями, фотографически воспроизводящее рисунки в черте, приготовляется особенным образом так, что может быть снято со стеклянной доски, и благодаря значительной примеси клея представляет значительную толщу и упругость: при надлежащем размачивании оно приобретает рельеф больший, чем обыкновенные фототипические клише, и, утвержденное в рамку, включается в Т. форму для печатания зауряд с текстом на скоропечатной машине. С другой стороны, в Америке, правда, наблюдается совершенно обратное явление - в интересах достижения наибольшей интенсивности труда там Т. дело дробится на узкие специальности, и в то время, как одни мастерские занимаются стереотипированием, другие ведут исключительно наборное дело, а третьи занимаются одним печатанием, получая готовые наборы и стереотипы со стороны.
А) По истории книгопечатания: Sotheby, "Principia typographica" (Л., 1858); О. Weigel u. A. Zestermann, "Die Anf ä nge der Druckerkunst in Bild u. Schrift" (Лпц., 1866); Th. L. de Vinne, "The invention of printing" (Л., 1877); A. v. d. Linde, "Geschichte der Erfindung des Buchdruckerkunst" (Б., 1886); Faulmann, "Die Erfindung der Bachdruckerkunst" (Вена, 1891); K. Falkenstein, "Geschichte der Buchdruckerkunst" (Лпц., 1-е изд., 1840; 2-е изд., 1856); P. Dupont, "Histoire de l'imprimerie" (Париж, 1854); H. Noel Humphreys, " A history of the art of Printing" (Л., 1868); Faulmann, "Illustrierte Geschichte der Buchdruckerkunst" (В., 1882); P. Lacroix, "Histoire de l'imprimerie et des arts et professions, qui se rattachent à la typographie" (П., 1852); A. F. Didot, "Histoire de la typographie" (П., 1882); Gerstenberg, "Die neuere Entwicklung d. Deutschen Buchdruckgewerbes in statistischer u. socialer Beziehung" (Иена, 1893); Picot, "L'art de l'imprimerie pendant la Renaissance Italienne à Venise" (Б., 1895); Renouard, "Annales des Aide ou histoire des trois Manuce et de leurs é ditions" (П., 1834); Ф. И. Булгаков, "Иллюстрированная история книгопечатания и Т. искусства" (т. I, СПб., 1889); "О древних типографиях" (в "Чтениях Моск. общ. истории и др.", 1845-46, 3); П. В. Владимиров, "Доктор Франциск Скорина" (СПб., 1888); его же, "Начало славянского и русского книгопечатания в XV-XVI в." (Киев, 1894); Божерянов, "Исторический очерк русского книгопечатного дела" (СПб., 1895); Карамышев, "Краткие исторические сведения о СПб. типографиях"; Румянцев, "Сборник материалов для истории книгопечатания в России" (М., 1872); Гатцук, "Очерк истории книгопечатного дела в России" (1872); Пекарский, "Наука и литература в России при Петре Вел." (2 т., СПб.); Н. Григорович, "О введении гражданского шрифта в России" ("Отчет о деят. Общ. любит. др. письм. за 1877 г."); А. Н. Неустроев, "Историческое разыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703-1802 г." (СПб., 1874); ряд юбилейных изданий мелких брошюр в память друкаря Ивана Федорова - в том числе интересное исследование Пташицкого в "Русской старине" за 1884, 3; Бахтиаров, "История книги на Руси"; его же, "Слуги печати".
В) по технике Т. дела: Bachmann, "Handbuch d. Buchdruckerkunst" (1876); Waldow, "Lehrbuch fü r Schriftsetzer" (Лпц., 1877); его же, "Die Lehre von dem Accidenzsatz" (Лпц., 1892); Faulmann, "Handbuch der Buchdruckerkunst" (B., 1884); Waldow, "Illustrierte Encyklop ädie d. graphischen Kü nste" (Лпц., 1880-84); его же, "Die Zurichtung und d. Druck von Illustrationen" (Лпц., 1879); его же, "Hilfsbuch f. Maschinenmeister an Buchdruck-Cylinderschnellpressen" (Лпц., 1887); его же, "Anleitung zum Farbendruck auf der Buchdruckpresse und Maschine" (Лпц., 1883); Pilz, "Die Rotationsschnellpresse" (Лпц., 1890); Schultz, "Deutsche Rotatio n schnellpressen" (Лпц., 1894); Fischer, "Anleitung zum Accidenzsatz" (Лпц., 1893); Obrecht, "Anleitung zum Illustrationsdruck" (1894); Wunder, "Ueber Preisberechnung v. Druckarbeiten" (Франкфурт-на-Майне, 1894); Frese u. Valz, "Die doppelte Buch- und Gesch äftsfü hrung f. Buchdruckereien" (там же, 1889-94); Southward, "Dictionary of typogr a phy" (Л., 1875); Fournier, "Trait é de la typographie" (Тур, 1870); Lef è vre, "Guide pratique du compositeur et de l'imprimeur" (П., 1883); "Guide Roret pour l'imprimeur"; M'Kellar, "American Printer" (Филадельфия, 1868); Ringwalt, "American encyclopaedia of printing" (там же, 1871); A. Серков, "Руководство для наборщиков Т. искусства при спуске полос в разные форматы книгопечатных листов" (1853); Н. К. Флиге и Р. О. Випперт, " Руководство для типографщиков" (СПб., 1874-80); Випперт, "Пособие наборщикам и корректорам"; Ф. Плато, "Руководство для содержателей типографий"; Путята, "Руководство к производству математического набора"; Кербах, "Пособие при наборе еврейских сочинений"; Шнейдер, "Библиотека графических искусств, скоропечатная машина, ее механизм и приспособления для печатания всякого рода Т. работ" (СПб., 1879); П. Коломнин, "Краткие сведения по Т. делу" (СПб., 1899).
С) Специальная литература словолитного дела: De Vinne, "The inven tion of printing" (Нью-Йорк, 1878); Bachmann, "Die Schriftgiesserei" (Лпц., 1868); Smaliau, "Handbuch fur Buchdrucker im Verkehr mit Schriftgiessereien" (Лпц., 1877); "Юбилейное издание словолитни О. И. Лемана" (СПб., 1900).
D) По библиографии Т. дела: Bigmore a. Wymann, "Bibliography of printing" (Л., 1880-84).
E) Специальные журналы по Т. делу, немецкие: "Archiv f. В." (Лпц., с 1864); "Deutsche Buchdruckerzeitung" (Б., с 1874); "Journal f ü r B." (Брауншв. и Гамбург, с 1834); "Typograph. Jahrb üc her" (Лпц., с 1880); "Zeitschrift f ü r Deutschlands Buchdrucker" (Лпц., с 1889); французские: "L'imprimerie" (П.); "Revue des arts graphiques" (П.); "Bulletin de l'imprimerie ed de la librairie" (П.); "Les archives de l'imprimerie" (Женева); английские: "Pr inter's register" (Л.); "The Printing times and lithographer" (Л.); "British and colonial Printer" (Л.); американские: "Inland Printer" (Чикаго); "The Printer's ci r cular" (Филадельфия); русские: Ольхин, Гоппе и Шнейдер, "Графические искусства"; изд. Гольдберга: "Графические искусства и бумажная промышленность"; М. Д. Рудометов: "Вестн. графического дела" (издавался в 1897 и 1898 гг. в СПб.).
Вл. Штейн.
Ф. Ян.
Наряду с химической порчей воздуха в наборных замечается и более или менее значительное загрязнение его пылью, причем главным источником последней являются наборные станки, кассы и пол. Качество пола в наборных мастерских лишь в исключительных случаях отвечает требованиям элементарной опрятности. Много пыли собирается в кассах, в которых хранится шрифт, и так как у наборщиков существует плохая привычка очищать эти кассы в самих мастерских простым выдуванием пыли при помощи рта или мехов, то в это время пыль целыми облаками переходит в воздух. В обыкновенное время в воздухе наборных не встречается большого количества пылевых частиц: Паннвиц нашел максимум 1,8 мг на 1 куб. м воздуха, тогда как, по исследованиям Гессе и Аренса, в мастерских бумажных фабрик, ткацких заведений, мельниц и пр. в 1 куб. м воздуха содержится 3-4 мг пыли и больше. Под микроскопом в Т. пыли встречаются те же составные элементы, которые находятся и в обыкновенной пыли жилых помещений; число зародышей колеблется в широких размерах в зависимости от более или менее опрятного содержания помещений; в тех помещениях, в которых производится печатание, воздух портится также и Т. краской, дающей весьма дурно пахнущие испарения, к которым рабочие скоро привыкают, но которые на постороннего человека действуют очень неприятно. Наиболее опасной составной частью собирающейся в наборных пыли является свинец; вопрос только в том, встречается ли он там в опасных для здоровья рабочих количествах. Материал шрифта состоит из свинца (75%), сурьмы (23%) и олова (2%); для шпон употребляется смесь, состоящая из 85% свинца и 15% сурьмы; для стереотипов берется 75% свинца, 20% сурьмы и 5% олова. Материал мягкий, легко стирающийся; более крупные частицы отделяются при обработке стереотипов, при стаптывании ногами упавшего на пол шрифта; более мелкая пыль образуется при вынимании шрифта из касс, при разборе набора, при печатании и т. д., когда шрифт трется о дерево, о пальцы наборщиков, друг о друга и пр. С санитарной точки зрения всего важнее и опаснее та мелкая пыль, которая образуется при наборе и которая отчасти переходит в воздух, отчасти, благодаря приставшей к шрифту типографской краске, прилипает или к пальцам наборщиков, или к самому шрифту. Более тяжелые металлические частицы, отделявшиеся от шрифта, мало-помалу оседают на дне касс и становятся главной составной частью так назыв. "наборной пыли". Первые химические исследования этой пыли, произведенные в 1881 г. Roszahegyi'ом, обнаружили в ней 5,8% свинца и 18,7% сурьмы, т. е. оба металла находились здесь в обратных количественных отношениях по сравнению с содержанием их в шрифте. Отсюда явилось предположение, что лишь часть стертого свинца попадает в кассы и что остальная часть пристает к рукам и губам наборщиков, имеющих дурную привычку брать шрифт в рот. При дальнейших исследованиях оказалось, что наборная пыль нелегко переходит в воздух мастерских и во всяком случае поднимается в более высокие слои его лишь в минимальных количествах. По отчету австрийских фабричных инспекторов за 1887 г., в пыли, взятой из давно не вычищенной наборной кассы, было найдено 16,5% свинца; в пыли же, собранной с печки на высоте 2 м, свинца оказалось лишь 0,24%. Исследования, произведенные по почину Фабера, показали: в пыли, взятой с пола под наборным станком, 11,5% свинца; в пыли из какого-то ящика (47 стм над полом) - 6,5%; в пыли, собранной с поверхности газовой трубки, проходящей по стене наборной (1,05 м над полом), - 1,15%. В пыли, осевшей в течение 10 месяцев на пластинке, помещенной на недоступном для рабочих месте, Панвиц нашел 1% свинца. В легкой пыли одной наборной кассы Фромм нашел 17% свинца, более же тяжелые частицы этой пыли содержали 38,8% свинца. В самом воздухе наборных некоторым исследователям не удалось найти свинца, но другие опыты, произведенные в Берлине, показали, что при фильтрации значительных количеств воздуха в осевшей на фильтрах пыли содержится 0,54-1,55% свинца. Нельзя, следовательно, отвергать, что рабочие в типографиях постоянно подвергаются опасности вдыхать более или менее значительные количества свинца и что этим путем может произойти отравление их. Доказано также, что и к рукам наборщиков пристает свинец, с рук же этот свинец легко может перейти в рот как при курении, так и при еде.
Плохому санитарному состоянию наборщиков содействует и профессиональное положение тела. Работая, наборщик постоянно стоит, левая рука согнута в локте и прилегает к грудной клетке, правое плечо приподнято, таз имеет более или менее наклонное положение. Поддержание этого неестественного положения тела требует значительного напряжения всей мускулатуры туловища и ног; и так как к этому присоединяется еще одностороннее отягощение то одной, то другой ноги, то работу наборщика в отношении расхода сил должно признать тяжелой и утомительной. Кроме того, беспрерывно стоячее положение тела дает повод к застою крови в нижних конечностях, к эдематозному набуханию ног, к расширению вен и к образованию застойных язв на голени; случаются даже искривления скелета. Наконец, профессиональное положение тела наборщиков обнаруживает неблагоприятное влияние и на развитие дыхательных органов: при отсутствии движения наборщики привыкают к поверхностному дыханию; края и верхушки легких расширяются плохо, питаются вследствие этого недостаточно, лишаются своей сопротивляемости и легко становятся жертвой хронических заболеваний. - Среди неблагоприятных моментов в профессиональной деятельности наборщиков следует упомянуть и об умственном утомлении, вызываемом чрезвычайным напряжением внимания во время работы, а равно и ночном труде, часто практикуемом при печатании газет, расстраивающем не только нервную систему, но и весь организм и, по всей вероятности, нередко кладущем основание к появлению легочной чахотки. Сюда же относится и злоупотребление со стороны содержателей типографий дешевым ученическим трудом. Такой эксплуатацией ученического труда (в особенности - в Германии) наносится большой ущерб физическому и нравственному развитию молодых наборщиков - тем более, что в наборщики часто идут юноши, от природы слабые. Таким образом, основание к нарушению целости организма кладется уже в ученические годы, в особенности, если к тяжелым условиям профессионального труда еще присоединяется пагубная обстановка жизни в большом городе с его разнообразными развлечениями, до которых наборщики, мало привыкшие к правильной жизни, большие охотники. Из этого перечня неблагоприятных условий, соединенных с работой в типографиях, само собой вытекают те требования, которые следует предъявить, с санитарной точки зрения, для охраны здоровья и жизни этих рабочих. Большое значение имеют все те меры, которые направлены к улучшению качеств мастерских и находящегося в них воздуха. Прежде всего должно требовать не менее 15 куб. м пространства на одного рабочего; высота помещений должна быть не меньше 3 м. Следует заботиться о таком устройстве форточек, которое позволяло бы держать их открытыми даже в прохладные дни, и более крупные мастерские должны быть снабжены такими приспособлениями для искусственной вентиляции, которые не подвергали бы чувствительных в этом отношении рабочих непосредственному течению слишком холодного воздуха. Освещение керосином или обыкновенными газовыми горелками следует заменить по возможности освещением электрическим или, по крайней мере, Ауэровскими чулками. Многие придают особенное значение прекращению курения в мастерских; лучше в типографиях устроить особую курильную комнату. Керосиновых моторов не следует ставить в самих мастерских, а в особых помещениях. - Весьма важно предупредить по возможности образование содержащей свинец пыли и переход последней в воздух. Для этого необходимо тщательно собирать каждый вечер упавший на пол шрифт, а самый пол должен быть устроен из материала, легко допускающего основательную чистку; чистка же его должна производиться каждодневно при помощи мокрых опилок или тряпок. Кассы при настоящем устройстве их являются настоящими собирателями пыли. Некоторым улучшением должно признать снабжение их решетчатым дном, при котором отделившиеся от шрифта частицы падают вниз, в закрытое пространство, откуда пыль безвредным способом может быть удаляема хоть каждый день. Во всяком случае кассы не должны быть вычищаемы в самих мастерских, а на дворе, и чистка их не должна быть поручаема ученикам, а должна производиться самими наборщиками. Покрытие стен обоями не годится; лучше всего покрыть их масляной краской, допускающей частое обтирание их мокрыми тряпками. Весьма важно предупредить поступление свинца в организм рабочих через рот. Если наборщикам будет дана возможность тщательно мыть свои руки по мере их загрязнения, если в мастерских будут устроены удобные умывальники, то свинцовое отравление, по всей вероятности, скоро исчезнет из статистики заболеваний этих рабочих. Для той же цели служит запрещение Т. рабочим принимать какую-либо пищу в мастерских и предоставление в их распоряжение особой столовой. Верхнее платье рабочих должно храниться в передней или в специально для этого отведенных шкафах. Достижению лучших санитарных условий в типографском деле в значительной степени может содействовать сокращение рабочего дня. В русских типографиях работа продолжается обыкновенно не менее 12 часов; в Швейцарии рабочий день в типографском промысле колеблется между 10 и 11 часами (Шулер). Но ввиду особенностей работы рабочий день даже в 10 часов представляется чересчур продолжительным, и фактически типографщики уже во многих местах завоевали себе дальнейшее сокращение рабочего дня до 9 часов (Бавария и Германия вообще). - Ночная работа, весьма вредная сама по себе, должна быть по возможности уничтожена и в тех типографиях, в которых печатаются газеты. Для этого издателям газет следует приучать публику довольствоваться по утрам лишь краткими сведениями, для печатания которых требуется лишь весьма ограниченное число рабочих; главные же издания газет должны являться повсюду только к вечеру. Благотворное влияние могло бы также иметь недопущение к работе в типографиях юношей слабых, болезненных, с наследственным предрасположением к чахотке. Эта мера в настоящее время уже практикуется содержателями типографий в некоторых немецких городах; синдикатом берлинских типографий она была введена лет 5 тому назад. Чтобы предупредить развитие близорукости у наборщиков, необходимо достаточное освещение, как дневное, так и искусственное; место, на котором работает наборщик, не должно было бы иметь менее 100 метр-свечей. Но для того, чтобы все меры, предлагаемые для улучшения санитарных условий Т. работы, имели надлежащий успех, необходимо известное самовоспитание в среде рабочих и воспитательное влияние старших, более опытных, на своих младших товарищей. И это относится не только до времени пребывания в мастерских, но и до жизни вне мастерской. Лишь тогда, когда простые правила личного здравоохранения завоюют себе право гражданства среди наборщиков, можно расчитывать на заметное уменьшение заболеваемости вообще и чахотки в частности между ними. Огромное значение имело бы распространение среди Т. рабочих идеи воздержания от спиртных напитков. Некоторые из приведенных здесь санитарных требований приняты во внимание в изданных в 1897 г. германским правительством правилах относительно устройства и содержания типографий.
Ф. Эрисман.
Page was updated:Friday, 20-Oct-2006 02:40:18 mst |