eнциклопедия
Категории: [ Проливы ] [ Источники:БЭСБЕ ]

Пролив — более-менее узкая часть водной поверхности, между двумя материками, например Гибралтарский, Босфор, Керченский; материком и островом, напр. Зунд, Баб-эль-Мандебский, или между 2 островами, напр. Большой Бельт, Бонифачио (между Сардинией и Корсикой). Некоторые морские каналы без шлюзов могут быть названы искусственными проливами, соединяющими между собой моря и облегчающими судоходство как настоящие проливы. Таких теперь 2: Суэцкий, соединяющий Средиземное море с Красным, и Коринфский, соединяющий Лепантский залив Ионического моря с Эгинским заливом Архипелага. Они прорыты через перешейки тех же наименований. Существуют проекты каналов через перешейки Панамский (см. Панамский канал), Керченский и Кра (на Малаккском полуострове). Первый, если будет прорыт, должен стать всемирным торговым путем, не уступающим Суэцкому каналу; вторые два вряд ли будут иметь особенно большое значение, как и существующий уже Коринфский канал. Узкие проливы, через которые идёт большое торговое движение, издавна имели значение и в политике. Владея ими, можно было не пропускать чужих военных судов, не пропускать или облагать большими пошлинами чужие торговые суда. Таково было еще недавно значение Зунда, таково и теперь значение Босфора, Дарданелл. и Kepчeнcкого пролива. Все три сильно укреплены. В других случаях господство над проливами достигается укрепленными гаванями в проливе или вблизи его, где собственные военные корабли находят защиту, снабжаются углем, съестными припасами и т. д. Такие гавани особенно нужны для сильной морской державы; в настоящее время об устройстве их особенно озаботилась Великобритания. Благодаря им и своему флоту, она господствует над движением в проливах, берега которых было бы трудно или бесполезно укреплять, например, над Гибралтарским проливом — посредством Гибралтара, над проливом Баб-ель-Мандеб - посредством Адена и Перима и т. д. Вблизи проливов часто возникали большие торговые города. Существует мнение, что вообще такое положение благоприятно для торговли (Константинополь, Копенгаген); но для того нужно еще много других условий. В Гибралтарском проливе, например, нет большого города, а вблизи — только Кадис, торговля которого не имеет ничего общего с проходящими по проливу судами; в Суэцком канале — искусственном проливе, через который проходит огромное количество судов - нет крупного города, а торговля недалекой от него Александрии — важнейшей гавани Египта — не имеет ничего общего с движением на дальний Восток через Суэцкий канал. Точно так же никто, кроме местных жителей, не предполагает, чтобы на Панамском канале должен был возникнуть большой город.

А. В.

См. также


В статье использованы материалы из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Page was updated:Friday, 20-Oct-2006 02:39:50 mst