eнциклопедия
Категории: [ Наука ]
Наука (язык|греч. episteme, лат. scientia) ? сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов.

Родоначальниками науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельную функцию, были греки, передавшие затем ее, в качестве особого идеала культурная жизни, европейским народам. Наука образует сущность человеческого знания; по Канту, она есть совокупность знаний, упорядоченная согласно некоторым принципам; реальная упорядоченная связь истинных суждений, предположений (Гипотеза, Теория) и проблем, относящихся к действительности в целом и отдельным областям или сторонам ее. В отличие от опытного знания (эмпирии), наука не довольствуется только вопросом ?что?, но спрашивает также и ?почему?, вопрошает об основах и причинах вещей (Аристотель). В анализе она переходит от ?целого? к ?частям?, а в синтезе ? наоборот; посредством индукции наука от опыта и наблюдений обращается к понятиям, суждениям и умозаключениям, от отдельного, особенного ? к общему, а при помощи дедукции ? от общего к частному, всегда проверяя одно другим (Метод). Прогресс науки заключается в том, что она все более систематически проникает вглубь и вширь (Система) в действительность, в элементы бытия, событий, т.е. во все более глубоком познании их связей, всеобщей связи действительности вообще, которую мы называем миром. Смысл этой связи исходит от нас самих, из нашего существования с другими и из роли, которую играет в этом событии реальность сущего. Наукой в истинном смысле является наука о мире. По отношению к частным наукам задача философии заключается в том, что она намечает области реально связанных друг с другом объектов. Но наметить предметные области ? значит дать не простую схему деления на специальные области, но ?вместе с тем и проект, на котором основывается вся конкретная работа мысли и постановка научных вопросов... При этом особенно важно, что этот намечающий области проект реальности и ее строения может сделать видимым лишь то сущее, которое он определяет? (Хайдеггер). И именно потому, что философия в первую очередь должна выработать инструменты мышления, прежде чем вообще сможет обнаружиться какая-нибудь определенная и соответственно новая область реальности (напр., техника стала возможной только тогда, когда уже были налицо метафизические предпосылки господства над природой в современном смысле этого слова, Рационализм) Такие проекты возникают постепенно являясь результатом взаимодействия философии с частными науками. В Западной Европе наука представляет собой продукт развития мысли древних греков, которая, возникнув из мифологического рассмотрения мира, перешла к постижению его в понятиях (Европейская философия). Наука в древнегреческой культуре представляла собой целостную науку, и зачатки мышления, идущие в плане частных наук, появившиеся в особенности под влиянием Аристотеля и его школы, таких великих врачей, как Гиппократ, Гален и т.д., а также атомистов, не нарушали целостности науки и картины мира. В эпоху христианского средневековья наука также разрабатывалась (и с успехом) как гармоническое целое. Только в конце средних веков произошла (замеченная только немногими мыслителями) подмена понятия ?наука? понятием ?естествознание?. Эта ?новая наука? начала свое триумфальное шествие с эпохи Возрождения, когда была признана возможность математического описания результатов, получаемых экспериментальным путем, и обнаружена и точно исследована закономерность природы. Эта новая форма приобрела столь большое значение, что Кант оценивал частные науки в зависимости от степени их применения в математике. Под влиянием экспериментально-математической науки коренным образом изменилось мировоззрение европейца и усилилось его влияние на духовную жизнь остальных стран мира. В особенности оно возросло благодаря подведению строго научного фундамента под возникшую из медицины технику, которая базировалась до этого времени исключительно на ремесленном опыте. С развитием новой науки возникла необходимость более глубокого разделения ее на специальные. В результате этого часто утрачивалось понимание истинной цели науки как науки о мире в целом, а действительности ? как единого целого. Рационализм также превратился в единственно господствующую форму образования и воспитания, что привело к переоценке интеллектуального образования. Это в свою очередь отразилось на науке и повлекло за собой все большее и большее превращение ученого в специалиста, а высших учебных заведений ? в места по подготовке специалистов.

Из-за отсутствия со стороны частных наук достаточного внимания к этой общей для них всех цели наступил ?кризис? науки, который был не только кризисам доверия в отношении вещей, но главным образом кризисом самих ученых. ?Ныне всюду глядят в корень, ищут теоретические принципы в разнообразных возможностях, противопоставляют их друг другу. Это обстоятельство повергает дилетанта в сомнение к приводит его и выводу, что больше вообще нет никакой твердой опоры и все познанное эфемерно. Но познание выглядит таким только для того, кто сам не участвует в нем. Творческие шаги к новым принципам хотя и потрясают все эдакие знаний, но они предпринимаются вновь и вновь, составляя непрерывную цепь исследований, которые в новом смысле сохраняют по отношению к отдельной науке в целом полученные результаты, вызывавшие сомнение. Впрочем, кризис науки является кризисом людей, которые ее постигают, если они неискренни в своем желании знания? (Ясперс). Некоторые мыслители (напр., такие, как Фр. Бэкон, Лейбниц, Даламбер, Кант, В.Вундт, Б.Эрдман, Оствальд и др.) пытались объединить частные науки в систему, основанную на единых принципах. Но только возврат и метафизике и применение целостного способа рассмотрения во всех областях науки преодолевают ее ?кризис? и способствуют в наше время срастанию частных наук и философии в единую науку в собственном смысле этого слова (Studium generale).

Частные науки классифицируют с точки зрения их предмета или метода к выделяют описательные, объясняющие, типизирующие, генерализирующие науки; науки, изучающие события, законы, структуру, чисто теоретические дисциплины, технические методы к т.д. Они делятся такте на практические и теоретические, общие и специальные, идеальные и реальные. Точными науками часто называют те, которые основаны на мере и числе (математика, физика и астрономия).

Оправданная вера в истину

В одном диалоге Платона Сократ рассматривает множество определений знания. Один замечательный кандидат в определения: оправданная вера в истину. Чтобы нечто считалось знанием, оно должно быть истиной, и мы должны верить, что оно истинно. Сократ утверждает, что это недостаточно. Нужно также иметь "причину" или "оправдание" этой веры.

Знание, поэтому, отличается от истинной веры ее '"оправданием'". Большая часть науки заинтересована в том, чтобы истинные верования могли бы быть должным образом оправданы. Такое учение иногда называется как теория оправдания.

На большом протяжении истории философии "знание" означало веру, которая была оправдана как истина c абсолютной определённостью. Любые менее оправданные верования называли простым "вероятным мнением" (временное знание). Эта точка зрения все еще преобладала по крайней мере у Бертрана Расселла в начале книги 20-ого столетия "Проблемы Философии". В последующие десятилетия, однако, точка зрения, что вера должна быть оправдана "с определённостью", потеряла своё значение.

Литература


{| id="toc" style="margin: 0 2em 0 2em;" |- | style="background:#aaffff" align="center"| Серия ?Определённость? |- | align="center" style="font-size: 90%;" | Вероятность | Вера | Возможность | Невозможность | Заблуждение | Неопределённость | Нечёткость | Случайность | Случай | Риск | Удача | Действительность | Чёткость | Определённость | Ценность |}

У этого понятия ('''{{{1}}}''') есть и другие значения...

Page was updated:Friday, 20-Oct-2006 02:39:30 mst