Любовь - в широком смысле стремление друг к другу, предполагающее в своем существовании уважение друг друга и даже способствующее этому. Древнеиндийские веды и древнегреческая философия (Гесиод, Эмпедокл) расценивают в этом смысле любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется Вселенная во всем ее стремящемся к распаду обилии сил и форм. Перенесенная на человека, любовь означает, с одной стороны, телесно-душевный принцип продолжения рода (см. Эротика), с др. стороны, душевно-духовный принцип «платонической любви, свободной от всякого желания обладания. Христианство проповедует любовь между Богом и человеком (сострадательная любовь Бога, почтительная любовь человека), так же как и людей между собой (заповедь христианской любви к ближнему, причем понятие ближнего распространяется на всех людей - и на друзей, и на врагов). Шопенгауэр рассматривает любовь как равную состраданию. В этике любовь - это «добродегель личности в отношении к другой личности, представляющая собой частичку ценности личности любящего и направленная на ценность личности любимого, преданность ему... Ибо все, что есть в тебе ценного, выполняет свое назначение тем, что является также ценным «для кого-то... Любящий дает любимому... новое измерение своей сущности быть «для негo (в то время как обычно он - только бытие «в себе). Личная любовь является для личности дополнением к его ценности, приданием смысла его бытию (Н.Гартман); (см. Любовь к дальнему).
В теории познания любовь - предпосылка и начало процесса познания (см. Повиновение, Отдавание себя, Объективность). Августин говорит: «Tantum cognoscitцr, quantum diligitur (лат. «Мы познаем в той мере, в какой любим); аналогичное утверждают Гёте, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно. У Паскаля любовь («сердце) прокладывает разуму дорогу к вещам и людям. Отношение между любовью и познанием, глубоко проникающее в суть всего существующего, вскрыл прежде всего Макс Шелер («Liebe and Erkenntnis, в «Schriften zur Soziologie and Weltanschauungslehre, Bd. 1, 1923); «порядок любви (лат. ordo amoris), т. е. такой порядок, согласно которому человек уважает этические ценности (см. Этика) и сообразует с ними свое поведение, является самой значительной индивидуальной отличительной чертой его личности. С точки зрения Сартра, любовь по своему существу есть план, как заставить себя полюбить. Идеал, цель и ценность любви состоят в том, чтобы влиять на свободу другого, но вместе с тем оставлять ее невредимой: она должна сама побудить себя к тому, чтобы стать любовью. «Желать стать любимым - значит желать принудить другого все вновь и вновь создавать меня как условие своей свободы.
Любовь к ближнему - провозглашенная христианством этическая ценность, которая соответствовала осн. этической ценности древности - справедливости, являясь вместе с тем более широкой по содержанию. Любовь к ближнему означает, что одна личность заступается за другую, так же как за саму себя (см. Альтруизм), не рассуждая о правах, заслугах или достоинствах этой личности. Любовь к ближнему не есть явление, сопутствующее состраданию; она есть чувство и стремление, рассматривающее др. личность как некую ценность.
Любовь к дальнему - в этике любовь к кому-то далекому, подчас неведомый иным людям идеал, осуществление которого подняло бы человечество на более высокую ступень. Любовь к далекому отличается от любви к ближнему величием морального мужества и душевной щедрости. Понятие любви к далекому восходит к Ницше («Так говорил Заратустра).
Page was updated:Friday, 20-Oct-2006 02:39:24 mst |