- один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в Свящ. Писании. Отцы церкви усвояют, обыкновенно, херувимам место второго чина первой степени (серафимы, X., престолы). Самое подробное описание X. находится в 1 главе книги пророка Иезекииля. В первый раз слово "херувим" встречается в книге Бытия при рассказе об изгнании прародителей из рая (III, 24): херувим с пламенным мечом поставлен был у сада эдемского, чтобы охранять путь к древу жизни. В скинии Моисея и в храме Соломоновом изображения X. были помещены не только в святилище, но и во святом святых; поставление двух X. над Ковчегом завета с преклоненными к ковчегу лицами свидетельствовало, что X. удостоены особенной близости к Богу (ср. Псал. LXVI, 2; CIII, 29; Иезек. XXI, 2 и др.) и благоговейно служат Ему, проникая в тайны нашего спасения (1 Петр. I, 12). На высшее место X. в ангельском мире указывают также те места Свящ. Писания, в которых говорится, что Всевышний восседает на X. (1 Цар. IV, 4; Псал. XVII, 11; Исайи XXXVII, 16 и др.). В Апокалипсисе X. изображаются, как и у пророка Иезекииля, в виде шестикрылых животных, усеянных по всему телу очами; они обитают на небе пред престолом Божиим и непрестанно днем и ночью взывают: "Свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет" (Апокал. IV, 1 - 8). X. окружены на небе бесчисленными сонмами праведников и тьмами ангелов (Апокал. V, 11; VII, 9 - 11); последние занимают в отношении X. подчиненное, служебное положение (ib. XV, 7). Находясь в ближайшем общении с Богом, X. отражают в себе неприступное величие Божие и Его славу (Евр. IX, 5).
См еписк. Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (т. III, Киев, 1885); "Миссионерское Обозр." (1900, сентябрь).
Page was updated:Friday, 20-Oct-2006 02:40:32 mst |