Первоначально основными носителями являлись бродячие блюзмены, легендарные личности: Мэнс Липском, Лидвелли, Ти-Тот и другие, зарабатывающие себе исполнением блюзов на жизнь. Некоторые из них были совсем неграмотными и не могли самостоятельно записать слов своих блюзов. Но одно можно сказать точно: ни один из них дважды не спел один и тот же блюз одинаково. Зачастую, в исполняемых ими блюзах, появлялись интонации музыки других народов, составлявших пёстрое население Юга: поляков, испанцев, французов, каджунов. «В те дни � говорил легендарный хьюстонский продюсер Хьюи Пи Мо, - кочующему по городкам музыканту надо было уметь играть всё». Однако долгое время блюз оставался сугубо расовой музыкой � музыкой афро-американского населения.
Традиционный блюз � это 12-ти тактная песенная форма с синкопированными ритмами, скользящими понижениями ступеней лада � получил название архаического или кантри-блюза. Это самая старая разновидность блюза, которую можно было слышать вокруг, с наступлением нового столетия на плантациях и городских улицах южных штатов.
В начале ХХ века, началась массовая миграция населения в крупные города, что повлекло за собой перемещение центров блюза в городские кварталы и появление так называемого го-родского блюза. У его истоков стояли легендарные исполнители кантри-блюза Блайнд Лемон Джефферсон, Санни Бой Уильямс, Чарли Пэттон, Тампа Ред. Но особо нужно отметить У.К.Хэнди, прозванного «отцом блюза» - который начал свою творческую и популяризаторскую деятельность ещё в 1914 году. Впервые классический блюз был записан на пластинку в 1920 году, оркестровый � в 1921, а записи кантри-блюза начали выходить в 1924-25 годах. Процесс переселения блюза в крупные города закончился в 30-е годы, где после второй мировой войны находились почти все важные блюзовые центры. В это же время начинается его активная коммерциализация. Впрочем, архаический блюз ещё долго продолжал радовать поклонников традиционного звучания своей чистотой и непосредственностью. Одним из самых ярых приверженцев его канонам был знаменитый Хаулин� Вулф, крепко державшийся за свои �деревенские� корни.
В городе, блюз стал испытывать влияние других музыкальных направлений, оформившихся ранее: джаза, госпелз, традиционной эстрады. Ведущие блюзмены: Лайтнин� Хокинс, Тексас Александр, Альберт Кинг, Рой Браун, Билли Райт, Уэс Монтгомери, Джуниор Паркер начали сотрудничать с джаз-бэндами Лайонела Хэмптона и Big Four, оркестром Джони Отиса и другими джазовыми коллективами. В блюз пришла виртуозная джазовая техника и импровизация, а блюзовая традиция стала представлена практически во всех джазовых стилях.
Наиболее заметным влияние джаза было в Новом Орлеане, где эти два направления переплелись настолько, что новоорлеанский блюз стал, практически неотличим, от местного джаза.
Были и другие примеры такого симбиоза. Jug bands: Will Dade�s Memphis Jug Band, Ean Mak McDonald�s Dixieland Jug Band и другие, бравшие корни в городском блюзе, играли упрощённый джаз на дешёвых инструментах. В таких бэндах начинали свою карьеру и известные исполнители блюз рока Стив Кац и Денни Калб из The Blues Project. Кроме того, ещё в 30-е годы, часть городских блюзменов, во главе с Луисом Джорданом, начали исполнять свой вариант биг-бэндового свинга для более маленьких оркестров. Эта музыка получила название - джамп-музыки и оказала впоследствии влияние на первых рокеров.
Одним из основных центров блюза стал Мемфис, штат Теннеси. Здесь появились первые звукозаписывающие студии, которые специализировались на блюзовой музыке. Отсюда, из Мемфиса и из Нового Орлеана начались регулярные трансляции блюзовых программ по радио. Мемфиский блюз долгое время считался каноническим, несмотря на ощутимое влияние госпелз. И только в начале 40-х, с появлением других центров его позиции немного поколебались. Переселение части блюзменов на Север, повлекло за собой образование на ещё двух блюзовых центров: в Чикаго и Детройте. Здесь разрабатывали свой стиль � получивший название вэст-сайд блюз, более родственный с городским блюзом и менее с джазом. Это так называемый электрический блюз, вошедший в мэйнстрим и ставший одним из компонентов рок-музыки 60-х. Ведущее положение занимала чикагская школа, где работали такие мастера, как Мемфис Слим, Мадди Уотерс, Вилли Диксон и его группа Big Three Trio. В Детройте работали такие мастера, как Джон Ли Хукер, Эдди Барнс и другие. Здесь, в центре производства американских автомобилей, Альберт Аммос и Мид Люк Льюис в 1936 году начали возрождать использующие пиано-саунд буги (буги-вуги), развившиеся из комбинации ритмов регтайма, городского блюза и джазового свинга. Буги � одна из самых старых разновидностей негритянской инструментальной музыки, сложившаяся приблизительно в конце XIX века на Среднем Западе. Классические его образцы относятся к 20-м годам. В начале 30-х он входит в исполнительскую практику свинговых биг-бэндов и малых ансамблей � комбо, а в дальнейшем подвергается коммерциализации, при этом, отчасти, утратив свой первоначальный вид. В конце 40-х годов их дело продолжил Джон Ли Хукер, попытавшийся приблизить блюз к «белой» аудитории. Его разработки в области буги-вуги стали связующим звеном между блюзом и рок-н-роллом. Стиль стал очень популярным в 50-е, и даже, когда тон в поп-музыке начала задавать более «приглаженная» музыка, буги продолжали пользоваться популярностью в южных штатах. Впоследствии они стали одним из компонентов соут-рока. А работы в стиле буги групп Black Oak Arkansas и Steely Dan привлекли к нему внимание в 70-е годы.
Мемфиские блюзмены поначалу скептически относились к работам северян. Но высокое качество их музыки вскоре заставило считаться с ними. Именно, здесь на Севере, получил путёвку в жизнь ритм-энд-блюз, ставший совместно с блюзом основой для рока.
Однако когда речь идёт о блюзе в рок-музыке, в первую очередь имеется в виду так называемый гитарный блюз, у истоков которого стоял Ти-Боун Уокер. Он первым, в начале 40-х, начал применять электрогитару вместо акустической, что вызвало бурю негодования среди блюзовых пуритан. Его поддержал Мадди Уотерс � отец американского послевоенного блюза. Именно он заложил основы техники игры на электрогитаре. «Электрификация» стремительно проникала в блюз, уже в 1948 году Хаулин�Вулфу, на концертах, аккомпанировала первая в истории США и всего мира «электрическая» группа.
Уокер и его последователи заложили новое направление, так называемый уэст-кауст блюз, охватившее юго-западные штаты. Для него характерной стала выделенная соло-гитара и виртуозная джазовая техника. Эти идеи в дальнейшем развил в своём творчестве Би Би Кинг. Возросший в начале 50-х интерес к чёрной музыке повлёк за собой начало так называемой первой блюзовой волны. В студиях начали записываться старые мастера: Руфус Томас, Хау-лин�Вулф, Джуниор Паркер и другие не менее известные блюзмены, а также перспективная мо-лодежь: Альберт Кинг, Эстер «Литтл» Филлипс, Отис Раш, Бади Гай, Джонни Уотсон, Джими Рид, группа Seale Streeters (здесь играл Би Би Кинг). Их блюзы и ритм-энд-блюзы нашли тысячи поклонников. Появились студии, специализирующиеся на записи чёрной музыки. Однако, начавшийся в середине 50-х рок-н-рольный бум, а также сменившая его в конце десятилетия волна поп-музыки, оттеснили блюз на второй план. В начале 60-х даже появилась ориентированная на блюз разновидность поп-музыки � своего рода поп-блюз, который исполняли Фредди Кэннон, Боб Льюмен, группы The Hawks, Drits & Dravy, Morgus & Ghouls и дру-гие.
Возрождение интереса к блюзу началось, как не странно, через рок. В начале 60-х внимание на блюзовую музыку обратили исполнители фолка. Так называемые «речитативные блюзы» были записаны на первых дисках Боба Дилана, а в последствии и Фила Оукса, Тима Пэкстона.
В то время считалось, что исполнять блюз могут только чёрные музыканты. Однако в средине десятилетия начали появляться группы белых музыкантов, исполнявших электроблюз, которые получили признание среди чёрных блюзменов. Эти группы положили начало «белому» американскому блюзу и второй волне блюза. Впоследствии «белый» блюз получил принятое в Англии название блюз-рок. В блюзе появляются интонации госпелз, фанка, джаза. Продолжают записывать интересные альбомы признанные мастера стиля, большой интерес в конце 60-х в 70-е вызывают роботы Роя Бьюкинэна, Альберта Коллинза, Этты Джеймс, Лонни Мэка, Джо Текса, Роберты Флэк. 80-е годы принесли новых звёзд блюза: Роберта Крея и Стива Рея Вона. Блюз и блюз-рок стали основой для целого ряда стилей и направлений рок-музыки. И хотя достигнуть былой популярности они уже не могут, но, тем не менее, продолжают сохранять много верных поклонников.
Page was updated:Monday, 12-Nov-2007 19:34:26 mst |